Accessibility links

Падение «националов»


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия
Итак, тяжелейший сериал, продержавший в напряжении всю Грузию в течение нескольких месяцев, подошел к концу. Все закончилось тихо и мирно: ни тебе митингов, ни демонстраций, ни перекрытых дорог, ни лозунгов и транспарантов. «Национальное движение», ослабленное тюремным видео, так и не сумело до конца оправиться, и, в итоге, проиграло выборы. Постепенно общество приходит в себя и возвращается к нормальной жизни – главные вопросы о том, на что вообще способна новая партия власти и какой от нее может быть толк, пока еще впереди.

А сейчас самое время задать вопрос – почему «Национальное движение» так оглушительно проиграло выборы? Почему партия, которая казалась незыблемым монолитом с неограниченным административным ресурсом, вдруг оказалась в оппозиции? Причин можно назвать много. Но я расскажу в связи с этим свою маленькую историю. Я бы не стал писать о ней, если бы партия власти не ушла в оппозицию – а теперь можно.

В сентябре 2011 года мне совершенно неожиданно позвонил секретарь Совета безопасности Гига Бокерия. Это было полной неожиданностью для меня, так как я знал его еще когда мы были коллегами-журналистами, но после 2003 года не имел с ним никаких контактов. Звонок не касался моей деятельности, Бокерия был недоволен публикацией на «Эхо Кавказа», - по его мнению, кто-то из журналистов неверно перевел какую-то резолюцию ОБСЕ. Честно говоря, я понятия не имел, о чем вообще идет речь, так как резолюциями международных организаций не интересуюсь года этак с 1994-го. Разговор продлился недолго, вскользь обсудив пару моих статей, мы распрощались.

Я почти забыл об этом случае, но через месяц после звонка в Грузии грянул гром – в политику пришел миллиардер Бидзина Иванишвили. Не нужно было быть гением, чтобы понять – это полностью меняет существующую реальность. Эпоха глупой, недееспособной, разрозненной оппозиции, которой легко можно было манипулировать, безвозвратно канула в прошлое. «Национальное движение» должно было понять это и адаптироваться к новой реальности.

Однако к моему ужасу очень скоро я увидел, что в его тактике не произошло никаких изменений – испугавшись миллиардов Иванишвили, власти, вместо того, чтоб идти в сторону либерализации, большей открытости и, в конечном итоге, к формированию демократических институтов, стали совершать судорожные и совершенно необдуманные действия.

Могу сказать абсолютно точно, никогда Грузия не была так близка к жесткому авторитарному режиму, как в 2012 году – и это было напрямую связано с тем, что власти не сделали никаких выводов в связи с новыми обстоятельствами.

Я, как блогер, естественно, писал об этом постоянно, но если прочесть мои публикации внимательно, то легко можно увидеть, что в них помимо всего прочего есть и обращения к «националам». Разумеется, это могло быть истолковано как риторический литературный прием – «Дорогие телезрители!»... Однако, это было обращение не только к абстрактным «националам», но и к конкретному человеку, который, как я уже знал, читал мой блог (ну, хотя бы иногда) – и человек этот входил в маленькую группу людей, принимающих решения в стране.

Я буквально упрашивал, ребята, вы своей глупой политикой погубите себя, все, что вы делаете, работает против вас. Ну попытайтесь реально сменить направление – откройте двери для альтернативного мнения, прислушайтесь к оппонентам, не зажимайте гайки, сделайте систему более открытой.

Но, увы, лидеры партии власти не прислушались не то, что к мнению скромного блогера – да черт бы со мной! Закусивших удила лидеров НД пытались увещевать не только местные журналисты и эксперты, но и представители международного сообщества, иностранных посольств, госсекретарь США Хиллари Клинтон, наконец. Все бесполезно. Не понимая, что ведут собственную партию к неминуемому краху, «националы» ужесточали режим, увольняли с работы всех, кто хоть как-то связан с оппозицией, конфисковывали тарелки, накладывали многомиллионные штрафы на активистов «Грузинской мечты» и т.д.

Ужесточение пошло и в госструктурах: они стали еще более закрытыми и практически неконтролируемыми, что, в конце концов, и привело к главному провалу в истории «Нацдвижения» – тюремному скандалу, который был бы невозможен, если система была хотя бы чуть-чуть прозрачнее.

Вдобавок ко всему «националы» окружили себя беспринципными подпевалами-экспертами, готовыми оправдать любую глупость, кричать день и ночь напролет «Путин, Кремль, пингвины» и т.д. Степень оторванности от реальности приняла опасный характер. В конечном итоге именно это – гордыня и полное игнорирование альтернативного мнения (да пошли вы все, без вас разберемся!) – стало ахиллесовой пятой непробиваемой вертикали власти.

Сейчас нам остается только поблагодарить их за то, что совершая непоправимые глупости почти весь год, они не решились на самую последнюю и фатальную глупость – попытку продавить силой нужные им результаты. Трезвый рассудок победил, хотя и поздновато.

А тем временем у меня возникла маленькая проблема – мне, вероятно, понадобится пара месяцев, чтобы привыкнуть свести в одно словосочетание ранее немыслимые по соседству слова – «оппозиционное «Национальное движение». Вот и сейчас написал, и такое чувство, что ошибся...
  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG