Accessibility links

Закареишвили: Для меня важно показать абхазам и осетинам новую Грузию


Паата Закареишвили
Паата Закареишвили
ПРАГА---А теперь наша пятничная рубрика "Гость недели". Ее сегодня ведет Кети Бочоришвили.

Кети Бочоришвили:
Сегодня гость недели Паата Закареишвили, который прошел по партийным спискам в парламент нового созыва от коалиции "Грузинская мечта". Паата, сегодня состоялась встреча представителей бывшего парламентского большинства с нынешним. На ней были достигнуты основные договоренности по передаче власти. Судя по заявлениям обеих сторон, все прошло гладко. Кроме того, представители команды Михаила Саакашвили заявили, что они уступают команде Иванишвили возможность полностью укомплектовать правительство собственными кадрами. Как, по-вашему, почему они так быстро и легко сдали свои позиции? Или это не так, и за этим что-то стоит?

Паата Закареишвили: Однозначно, они сдали легко позиции, но, конечно, за этим что-то стоит. Они просто люди разумные и поняли, что лучше поддаться народной воле, чем сопротивляться этому. У них было два выбора – или признать поражение, потому что явно в глаза бросалась победа "Грузинской мечты". Более того, у "Грузинской мечты" было бы больше возможности победы, если бы не административные ресурсы, которые позволили "националам" сохранить за собой такое количество мандатов в парламенте, которое не даст возможности "Грузинской мечте" иметь конституционное большинство. Все видят, что административные ресурсы помогли нынешним властям сохранить какое-то присутствие в парламенте, иначе у них почти не было никакой поддержки населения. Они точно это знают. Они точно знают, кто за них голосовал и как голосовал, и кто голосовал за "Грузинскую мечту". Поэтому, зная реальную картину – а реальная картина – это 74 процента – они пошли на уступки, тем более что из западных стран явно пошел четкий мессидж, что Запад не поддержит Саакашвили, потому что видит что население не голосует за "Национальное движение". Соответственно, они выбрали разумный шаг и решили вовремя уйти в оппозицию, и там сгруппироваться, занять, скажем так, оборону, и готовиться к новым, следующим президентским выборам. Но, скорее всего, они уже сегодня начали готовиться к следующим парламентским выборам. Но до этого будут местные выборы. То есть они решили остаться в парламенте в меньшинстве, но сильной, мощной партией, и создать, скажем так, мощное сопротивление уже нынешним победителям – "Грузинской мечте".

Кети Бочоришвили: То есть у них еще есть шанс взять реванш.

Паата Закареишвили: Да, конечно, у них есть шанс взять реванш на следующих парламентских выборах. Скорее всего, они проиграют президентские выборы, которые через год будут в Грузии. Но у них есть шанс, чтобы, скажем так, обрести второе дыхание во время местного самоуправления, и, может быть, они рассчитывают на выборы уже парламентские. У них два телеканала, которые под их контролем, – это "Рустави 2" и "Имеди"...

Кети Бочоришвили: Кстати, это очень заметно, что они ведут опять ту же самую линию, которую вели до выборов.

Паата Закареишвили: Да. Я уверен, что Общественное телевидение скоро перестанет поддерживать "Национальное движение" и станет в самом деле Общественным телевидением. Но "Рустави-2" и "Имеди" вряд ли. Потом у "Национального движения" есть финансы, есть какой-то бизнес, поэтому, думаю, они рассчитывают взять реванш через четыре года. И, соответственно, в парламенте самая крупная, мощная партия – это все-таки "Национальное движение", все остальные партии объединены в единую коалицию "Грузинская мечта". Само присутствие в парламенте "Национального движения" - это великолепная мотивация для коалиции, чтобы они были вместе и не дали возможность "Национальному движению" как-то перехватить инициативу. Это очень хороший холодный душ будет всегда в парламенте для "Грузинской мечты", чтобы они знали, какая угроза ожидает, если в их рядах появятся какие-то пробелы. Соответственно, я думаю, что это хорошо, что такой конкурент в парламенте будет в лице "Национального движения", этим еще больше усилится "Грузинская мечта". Прийти во власть – это одно, победить – это одно, но управлять страной – это совсем другое. Поэтому у коалиции есть великолепная возможность проверить себя, и создать уже мощную правительственную структуру, которая не даст возможность "Национальному движению" не то, что прийти заново во власть, но в скором времени вообще исчезнуть, то есть исчезнуть как сильная политическая сила, и, скорее всего, развалиться. Так и должно быть.

Кети Бочоришвили: Паата, в связи с этим новое правительство упустит, скажем, такую возможность: когда оно будет укомплектовано, не поставит ли оно все-таки вопрос ответственности тех людей, в бытность которых у власти в тех же тюрьмах совершались самые настоящие преступления? А если окажется, что за многое был ответственен и сам президент, новая команда здесь отступится?

Паата Закареишвили: Нет, я уверен, если будет доказаны криминальные преступления и самого президента, то никто не должен отступиться, ни в коем случае. Но сперва мы, конечно, должны четко сказать, что ни в коем случае мы не должны перейти в режим реванша и мщения, ни в коем случае. Обязательно каждое криминальное дело, каждое уголовное дело должно быть взвешено сто раз и максимально деполитизировано. Ни одно криминальное дело не должно быть политизировано, максимально должны постараться, чтобы этого не было. И каждый должен получить кару по закону именно за преступления, а не по статусу или деятельности в политике. Если какие-то дела приведут к Саакашвили, конечно, мы должны это рассмотреть, но особенно, наверное, после того, как он перестанет быть президентом.

Кети Бочоришвили: Паата, я хотела спросить о вашей личной избирательной кампании в Цхалтубо. По мажоритарным спискам вы проиграли. Вы стали членом парламента по партийным спискам. Что вы считаете причиной поражения по мажоритарным спискам?

Паата Закареишвили: Я провел очень честную кампанию, я доволен собой. Сколько мы планировали взять голосов, столько и взяли в Цхалтубо, то есть от 12 до 13 тысяч. Так много голосов никто никогда не брал в Цхалтубо. К сожалению, против нас выступала семья Бобохидзе - такая же одиозная в Грузии, как и семья Ахалая, например. Они известны своим террором, запугиваниями и т.д. Это криминальный клан Бобохидзе, который терроризирует всю Имеретию. Бобохидзе был губернатором Имеретии одно время. Единственный аргумент у него – кулак. Он в парламенте избивал парламентариев, он журналистов избивал в прямом эфире. Если спросить у рядового грузина, кто больше всего кулаками машет в грузинской политике, все однозначно преимущество дадут и чемпионом признают Бобохидзе. Он и его брат терроризируют всю Имеретию. И как раз под их влиянием людей запугивали, подкупали. Я считаю, мы провели честную и достойную кампанию, очень мало времени в эфире, чтобы все рассказать, но я все это проанализировал, и у меня нет никаких оснований на кого-то обижаться и считать, что мы проиграли. Мы честно поработали и хороший результат получили.

Кети Бочоришвили: Паата, у меня есть важный вопрос: у вас есть какие-то намеки, как будет решаться проблема конфликтных регионов, и вот вы лично собираетесь как человек, который пользуется определенным уважением в Абхазии, работать в этой сфере, в сфере восстановления доверия между сторонами? Мне помнится, что вы несколько лет назад разрабатывали свою программу.

Паата Закареишвили: Стратегию, скорее всего. Я с большим удовольствием буду работать там, где сочтет моя команда нужным. Я не только специалист по конфликтам, к сожалению, там очень мало людей, которые знают грузино-абхазский или грузино-осетинский конфликты, я среди меньшинства. Но я знаю неплохо и тюрьмы, и вопросы миссии, и религиозные вопросы, то есть я правами человека в целом занимался. Для меня лично важно, чтобы показать Абхазию и показать новую, совсем другую Грузию. И пока Грузия не встанет на ноги, мы не сможем им ничего предложить. Потом я не исключаю и допускаю, что, может быть, придется вначале поработать на других фронтах, чтобы восстановить в Грузии государственность. Государства Грузии нет, не существует как такового. Поэтому, я думаю, что я с большим удовольствием пойду работать в парламент по конфликтам, но если мне предложат работать в других сферах, которые прямо не связаны с конфликтами, я и там буду работать. Потому что Грузию надо сделать государством, а потом уже ее предлагать абхазам и осетинам.
XS
SM
MD
LG