Пару недель назад я рассказывал на "Эхе Кавказа" о своем участии в составе небольшой группы представителей абхазских СМИ в организованном Краснодарским отделением Союза журналистов России пресс-туре по стройкам зимней Сочинской Олимпиады 2014 года. Но не упомянул тогда о любопытном диалоге, состоявшемся у меня с экскурсоводом Ириной. Ибо одним его упоминанием было не обойтись, это была бы уже отдельная тема, которая требовала развития, а затягивать репортаж не хотелось.
Так вот, когда мы все ходили от одного ледового дворца к другому уже в прибрежном кластере, в Олимпийском парке, я напомнил ей, что в автобусе по дороге на Красную Поляну она, рассказывая о живших в этих местах до 1864 года горцах, не стала уточнять их этническую принадлежность. Сознательно? Ведь об этой принадлежности спорят черкесские и абхазские историки, что, увы, нередко принимает в последние годы политизированную форму – в связи с отношением к предстоящей через год с небольшим сочинской Олимпиаде. "А почему?" – удивилась моя собеседница, когда по ходу разговора я упомянул, что многие черкесы, в основном зарубежные, протестуют против проведения в Сочи Олимпийских Игр. "Потому, говорят они, что нельзя устраивать Игры в местах массовых захоронений жертв Русско-Кавказской войны", – объяснил я, не очень удивившись ее удивлению. Ведь если человек и высыпал только что ворох цифр и фактов на выученную тему, это вовсе не гарантия того, что он пристально следит за всей информацией в мировых СМИ, связанных с данной тематикой…
Аккурат через неделю на состоявшемся в Сухуме научном семинаре "Западный Кавказ: между прошлым и будущим", на который приехали многие известные кавказоведы России, тема историко-политического аспекта проведения Олимпиады в Сочи была одной из ключевых. Доктор философских наук Игорь Добаев (Южный Федеральный Университет, Ростов-на-Дону) рассказал об информационных атаках на сочинскую Олимпиаду, которые проанализировали ученые Юга России. Он считает, что термин "геноцид" жертв Кавказской войны XIX века некорректен: "Слом цивилизационно-культурной жизни, человеческие жертвы и исход в Османскую империю, безусловно, являются трагедией адыгских и других горских народов Кавказа, но не следует забывать, что Кавказская война была следствием геополитических противоречий, битвой за Кавказ Великобритании, Османской империи, Франции и Российской империи, на каждой из которых, в том числе и части адыгской элиты, лежит своя доля ответственности за случившееся. Данные события в политико-правовом смысле не могут быть квалифицированы как геноцид. Нет никаких оснований считать это утверждение оскорблением жертв Кавказской войны, но нет никаких сомнений в том, что эту трагическую страницу нашей общей истории нельзя замалчивать, это широкое поле для исследовательской деятельности ученых".
Касаясь информационных войн, он отметил, что их инициаторами являются "заклятые друзья" России американцы. По его словам, цинизм решения парламентом Грузии прошлого созыва о признании геноцида черкесов не может не вызывать удивления: именно грузинская милиция и дворянство были активными участниками подавления движения горцев в XIX веке, грузины своей коррумпированностью и злоупотреблениями на службе в кавказской администрации провоцировали новые восстания и выступления горцев. По мнению ученых Юга России, сказал он, абсолютное большинство современных адыгейцев, кабардинцев, черкесов, шапсугов не склонно возлагать всю ответственность за события XIX века на Россию, а тем более выступать против Олимпиады в Сочи.
Доктор исторических наук Теймураз Ачугба (Абхазский институт гуманитарных исследований) не согласился с мнением Добаева о том, что термин "геноцид" не корректен: "Есть много исторических фактов, которые свидетельствуют, что это был геноцид. Не надо бояться истории, исторических фактов; говорить о том, что этого не было, – значит обманывать себя". По абхазскому законодательству все абхазы (абаза), где бы они ни проживали, являются гражданами Республики Абхазия. По мнению Теймураза Ачугба, это стоит сделать и российскому законодателю в отношении потомков российских черкесов.
Кандидат исторических наук, научный сотрудник Института востоковедения РАН, черкесский репатриант из Сирии Фасих Бадерхан на выступление абхазского историка отреагировал словами, что ученые приехали на этот семинар не для того, чтобы сделать из России "пушистую страну, которая ничего не сделала", но надо помнить о том, что российский фактор тут – не единственный.
Президент Научного общества кавказоведов России, доктор исторических наук Александр Крылов также говорил о Сочи-2014. "Политика России в XIX веке не была продиктована стремлением к поголовному уничтожению народов Кавказа, – сказал А. Крылов. – Термин "геноцид" трактуется как массовая гибель людей во время военных действий. Действительно, в XIX веке война сопровождалась массовой гибелью людей, но вся история состоит из подобного рода примеров. Можно поддержать позицию президента Абхазии Александра Анкваба, которая очень четко прозвучала; он сказал, что эта страница истории должна быть перевернута, она достояние историков и исследователей, прошлое не должно нас тянуть в те войны, которые уже закончились". По мнению Александра Крылова, на Олимпийских играх должна громко прозвучать кавказская тематика, следует открыть монументы жертвам Кавказской войны, а также жертвам работорговли, которая тоже была национальной трагедией для местных народов.
"Высказывается мнение, что крайне цинично проводить Олимпийские игры в Сочи, где была пролита большая кровь и есть массовые захоронения жертв войны, – продолжал свое выступление президент НОК. – Но если подходить к вопросу таким образом, на земном шаре нигде нельзя проводить Олимпийские игры, войны и жертвы были везде. Олимпийские игры – это альтернатива войне, проводя их в этой части Кавказа, Россия предлагает народам Кавказа перевернуть трагическую страницу истории и сосредоточиться на созидательном труде, на основе принципов взаимного уважения народов".
Историк, секретарь Совета безопасности Абхазии Станислав Лакоба был не согласен с прозвучавшей на семинаре мыслью о возможной войне на Западном Кавказе: "На Западном Кавказе ничего угрожающего сегодня нет. Есть определенные фобии, нужно, наверное, просто успокоиться и более реально подходить к событиям, чтобы не было надуманных вещей".
А еще на днях мне довелось выслушать мнение одного черкеса, живущего в дальнем зарубежье. Говоря об опасностях терактов на Олимпиаде, он заметил, что, несмотря на все принимаемые меры по обеспечению безопасности и выделяемые на это большие суммы, Олимпийские игры достаточно уязвимы, в частности очень непросто контролировать горные ущелья, выводящие к Красной Поляне с севера. Но черкесские радикалы, даже самые радикально настроенные, вряд ли на это пойдут, так как отдают себе отчет, что такое дискредитирует само черкесское протестное движение. "А вот ждать каких-то акций протеста перед Играми по пути следования олимпийского огня в Сочи, какие устраивали борцы за независимость Тибета перед Пекинской летней Олимпиадой, вполне реально", – высказал свое предположение я.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Так вот, когда мы все ходили от одного ледового дворца к другому уже в прибрежном кластере, в Олимпийском парке, я напомнил ей, что в автобусе по дороге на Красную Поляну она, рассказывая о живших в этих местах до 1864 года горцах, не стала уточнять их этническую принадлежность. Сознательно? Ведь об этой принадлежности спорят черкесские и абхазские историки, что, увы, нередко принимает в последние годы политизированную форму – в связи с отношением к предстоящей через год с небольшим сочинской Олимпиаде. "А почему?" – удивилась моя собеседница, когда по ходу разговора я упомянул, что многие черкесы, в основном зарубежные, протестуют против проведения в Сочи Олимпийских Игр. "Потому, говорят они, что нельзя устраивать Игры в местах массовых захоронений жертв Русско-Кавказской войны", – объяснил я, не очень удивившись ее удивлению. Ведь если человек и высыпал только что ворох цифр и фактов на выученную тему, это вовсе не гарантия того, что он пристально следит за всей информацией в мировых СМИ, связанных с данной тематикой…
Аккурат через неделю на состоявшемся в Сухуме научном семинаре "Западный Кавказ: между прошлым и будущим", на который приехали многие известные кавказоведы России, тема историко-политического аспекта проведения Олимпиады в Сочи была одной из ключевых. Доктор философских наук Игорь Добаев (Южный Федеральный Университет, Ростов-на-Дону) рассказал об информационных атаках на сочинскую Олимпиаду, которые проанализировали ученые Юга России. Он считает, что термин "геноцид" жертв Кавказской войны XIX века некорректен: "Слом цивилизационно-культурной жизни, человеческие жертвы и исход в Османскую империю, безусловно, являются трагедией адыгских и других горских народов Кавказа, но не следует забывать, что Кавказская война была следствием геополитических противоречий, битвой за Кавказ Великобритании, Османской империи, Франции и Российской империи, на каждой из которых, в том числе и части адыгской элиты, лежит своя доля ответственности за случившееся. Данные события в политико-правовом смысле не могут быть квалифицированы как геноцид. Нет никаких оснований считать это утверждение оскорблением жертв Кавказской войны, но нет никаких сомнений в том, что эту трагическую страницу нашей общей истории нельзя замалчивать, это широкое поле для исследовательской деятельности ученых".
Касаясь информационных войн, он отметил, что их инициаторами являются "заклятые друзья" России американцы. По его словам, цинизм решения парламентом Грузии прошлого созыва о признании геноцида черкесов не может не вызывать удивления: именно грузинская милиция и дворянство были активными участниками подавления движения горцев в XIX веке, грузины своей коррумпированностью и злоупотреблениями на службе в кавказской администрации провоцировали новые восстания и выступления горцев. По мнению ученых Юга России, сказал он, абсолютное большинство современных адыгейцев, кабардинцев, черкесов, шапсугов не склонно возлагать всю ответственность за события XIX века на Россию, а тем более выступать против Олимпиады в Сочи.
Доктор исторических наук Теймураз Ачугба (Абхазский институт гуманитарных исследований) не согласился с мнением Добаева о том, что термин "геноцид" не корректен: "Есть много исторических фактов, которые свидетельствуют, что это был геноцид. Не надо бояться истории, исторических фактов; говорить о том, что этого не было, – значит обманывать себя". По абхазскому законодательству все абхазы (абаза), где бы они ни проживали, являются гражданами Республики Абхазия. По мнению Теймураза Ачугба, это стоит сделать и российскому законодателю в отношении потомков российских черкесов.
Кандидат исторических наук, научный сотрудник Института востоковедения РАН, черкесский репатриант из Сирии Фасих Бадерхан на выступление абхазского историка отреагировал словами, что ученые приехали на этот семинар не для того, чтобы сделать из России "пушистую страну, которая ничего не сделала", но надо помнить о том, что российский фактор тут – не единственный.
Президент Научного общества кавказоведов России, доктор исторических наук Александр Крылов также говорил о Сочи-2014. "Политика России в XIX веке не была продиктована стремлением к поголовному уничтожению народов Кавказа, – сказал А. Крылов. – Термин "геноцид" трактуется как массовая гибель людей во время военных действий. Действительно, в XIX веке война сопровождалась массовой гибелью людей, но вся история состоит из подобного рода примеров. Можно поддержать позицию президента Абхазии Александра Анкваба, которая очень четко прозвучала; он сказал, что эта страница истории должна быть перевернута, она достояние историков и исследователей, прошлое не должно нас тянуть в те войны, которые уже закончились". По мнению Александра Крылова, на Олимпийских играх должна громко прозвучать кавказская тематика, следует открыть монументы жертвам Кавказской войны, а также жертвам работорговли, которая тоже была национальной трагедией для местных народов.
"Высказывается мнение, что крайне цинично проводить Олимпийские игры в Сочи, где была пролита большая кровь и есть массовые захоронения жертв войны, – продолжал свое выступление президент НОК. – Но если подходить к вопросу таким образом, на земном шаре нигде нельзя проводить Олимпийские игры, войны и жертвы были везде. Олимпийские игры – это альтернатива войне, проводя их в этой части Кавказа, Россия предлагает народам Кавказа перевернуть трагическую страницу истории и сосредоточиться на созидательном труде, на основе принципов взаимного уважения народов".
Историк, секретарь Совета безопасности Абхазии Станислав Лакоба был не согласен с прозвучавшей на семинаре мыслью о возможной войне на Западном Кавказе: "На Западном Кавказе ничего угрожающего сегодня нет. Есть определенные фобии, нужно, наверное, просто успокоиться и более реально подходить к событиям, чтобы не было надуманных вещей".
А еще на днях мне довелось выслушать мнение одного черкеса, живущего в дальнем зарубежье. Говоря об опасностях терактов на Олимпиаде, он заметил, что, несмотря на все принимаемые меры по обеспечению безопасности и выделяемые на это большие суммы, Олимпийские игры достаточно уязвимы, в частности очень непросто контролировать горные ущелья, выводящие к Красной Поляне с севера. Но черкесские радикалы, даже самые радикально настроенные, вряд ли на это пойдут, так как отдают себе отчет, что такое дискредитирует само черкесское протестное движение. "А вот ждать каких-то акций протеста перед Играми по пути следования олимпийского огня в Сочи, какие устраивали борцы за независимость Тибета перед Пекинской летней Олимпиадой, вполне реально", – высказал свое предположение я.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия