Accessibility links

Не светская проблема светского общества


Есть стойкое мнение, что в основном абитуриентами этого вуза будут молодые люди с рабочих окраин и бедных аулов, где наиболее популярны идеи джихада
Есть стойкое мнение, что в основном абитуриентами этого вуза будут молодые люди с рабочих окраин и бедных аулов, где наиболее популярны идеи джихада
В Кабардино-Балкарии восемь лет действует хорошо организованное, многочисленное по меркам Северного Кавказа исламское подполье. При этом абсолютное большинство населения республики – светское.

Один из проектов, призванных ограничить распространение радикальных идей в Кабардино-Балкарии, – это строительство исламского университета на восемьсот мест, где предполагается бесплатное обучение студентов, в том числе и из соседних республик.

Речь идет о том, чтобы сформировать лояльное государству духовенство на смену малограмотным старичкам-эфенди и на идеологическом уровне противопоставить его проповедникам джихада.

Светское общество от этой затеи в панике. В республике есть стойкое мнение, что в основном абитуриентами этого вуза будут молодые люди не из престижных кварталов, а с рабочих окраин и бедных аулов, где наиболее популярны идеи джихада.

Не светская проблема светского общества
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:36 0:00
Скачать

Кроме того, считают противники строительства центра, в республике нет исламской интеллигенции, ученых-теологов, способных "переварить" такое количество бакалавров и удержать их в лояльном государству пространстве. Есть опасения, что после окончания учебы они неизбежно вольются в исламское сопротивление.

Чтобы передать эти опасения в обществе, черкесский активист из Нальчика Аслан Бешто строящийся в республике центр образно сравнивает с инкубатором:

"В инкубаторе, когда хотят вывести петушков, температуру немного повышают, а когда хотят вывести курочек – понижают. Самый главный вопрос: кто в этом "инкубаторе" будет следить за кочегарами, которые будут задавать температуру?"

Предполагается создать учебное заведение на 800 мест, из которых половину займут представители республики. Если разделить количество мест на четыре года обучения, то получается, что после первого выпуска в Кабардино-Балкарии будет прибавляться около ста священнослужителей ежегодно. Это приблизительно по одному на каждый аул – их в республике тоже около сотни. Возникает вопрос: что с ними будет дальше? Где они смогут реализовать свои знания.

"Во всех населенных пунктах уже есть свои эфенди, которые вполне удовлетворяют потребности населения в ритуальных услугах, – говорит Аслан Бешто. – Если придут еще и новые, начнется конкуренция. В среднем эфенди зарабатывает около 100 долларов ежедневно. Для республики, где средняя заплата 7-8 тысяч рублей в месяц, это огромные деньги. За такие деньги эти старые люди будут бороться. Мы получим жесточайшую конкуренцию за "хлебные места" или даже конфронтацию между двумя поколениями священнослужителей".

По мнению главного редактора сайта "Кавказский узел" Григория Шведова, для того чтобы отвечать на такие вызовы, как высокая мобильность и популярность идеологии джихада, мало просто трудоустроить молодых специалистов, нужно обеспечить им ключевые позиции, наделить их рычагами влияния на ситуацию. В противном случае можно получить обратный эффект:

"На протяжении длительного времени молодые люди из Дагестана проходили обучение на Ближнем Востоке. Они возвращались домой довольно хорошими специалистами, но, не будучи востребованы на республиканском уровне, они становились востребованными в радикально настроенных кругах общества".

"Но они, наверное, и сами радикализировались под влиянием каких-то внешних обстоятельств?", – спросил я у Григория Шведова.

Ответ был таков: "Одно из таких внешних обстоятельств – это отсутствие спроса на твои знания, на твое желание адекватной светской жизни. Отсутствие возможности быть мобилизованным светским обществом и государством, ориентированным на "абсорбцию" специалиста, порождает стремление людей к различным консервативным и радикальным идеям".

Последние четыре месяца на строительстве исламского образовательного центра было тихо – не шумели рабочие, не лязгала железом техника.

Однако сегодня пресс-служба Министерства по СМИ, общественным и религиозным организациям КБР выступила с опровержением этого очевидного факта, заявив, что строительство центра никогда не приостанавливалось.

Непонятно, что означает это заявление – просто начало строительного сезона после зимнего перерыва или принятие окончательного решения после мучительных сомнений.
  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG