Accessibility links

Беспризорные экомигранты


Государство не сочло нужным решить проблему аджарских экомигрантов, и в результате сегодня около 700 семей остаются под открытым небом
Государство не сочло нужным решить проблему аджарских экомигрантов, и в результате сегодня около 700 семей остаются под открытым небом
Около 700 семей экомигрантов из Аджарии продолжают оставаться без крыши над головой. 13 мая на 16 микроавтобусах они вернулись в Батуми из Цалки, где прежние власти расселили их несколько лет назад. Однако за все это время правительство так и не узаконило их права на дома и земельные участки.

Важа Иакобадзе – один из тех экомигрантов, которые за последние 13 лет уже дважды оказывались без крыши над головой. В начале 2000-х годов после природных катаклизмов в высокогорной Аджарии 700 семей были вынуждены покинуть родные дома и расселиться в одном из пустующих южных районов Грузии – Цалкском. Жившие там этнические греки в поисках лучшей жизни еще в 90-е годы покинули свои дома и в массовом порядке возвратились на историческую родину.

Теперь аджарские экомигранты снова на родине, и им снова негде жить.

"У нас нет крова, вот так зависли между небом и землей. Мы везде гонимые, права человека на нас не распространяются, эти годы в моей жизни я считаю потерянными", – сокрушается Важа Иакобадзе, стоя перед зданием правительства Аджарии в Батуми.

Почему аджарцы вынуждены были вернуться в родные места, объясняет Амиран Силагадзе:

"Правительство нам обещало, что выкупит у уехавших греков дома и земельные участки, но так и не выполнило обещания. Теперь греки стали возвращаться обратно – приезжают из Кипра и из России и объявляют о продаже своей собственности. А нам, если мы не можем их дома купить, предлагают возвращаться туда, откуда мы приехали".

Правительство Аджарии явно не ожидало такого поворота событий. После встречи с представителями экомигрантов и правозащитных организаций замминистра здравоохранения Аджарии Рамаз Джинчарадзе не скрывал, что у местных властей пока нет никакого плана по решению проблемы, требующей комплексного подхода.

К процессу активно подключено Министерство по делам беженцев и расселению, об этом "Эху Кавказа" в письменном виде сообщил министр Давид Дарахвелидзе. В письме сказано, что с 2004 года министерство закупило для экомигрантов 1079 домов в пяти регионах Грузии, в том числе и в Цалке, и этот процесс будет продолжаться для создания экомигрантам достойных условий жизни.

"Что касается утверждения, будто греческое население требует освобождения занятых экомигрантами домов, то зафиксированы всего лишь два таких случая, да и те не были связаны с домами, которые были закуплены государством. Проблема возникла в связи с пасхальными днями, когда многие греки приезжают в Грузию (помянуть умерших родственников), но этому процессу никакие осложнения не сопутствовали", – пишет министр Дарахвелидзе.

Но если министр не видит проблемы, считает, что все идет своим чередом и все должны быть довольны, то правозащитники подобного оптимизма не разделяют. Реваз Гетиашвили отмечает, что только в Цалкском районе с 2000 года расселили более тысячи семей экомигрантов, однако право на собственность узаконили только 350 из них. По словам Реваза Гетиашвили, за все это время греки вместе с экомигрантами ждали, что власти выкупят у них дома. Однако до этого дело так и не дошло:

"Организованный властями процесс расселения всегда стихийный, спонтанный и непоследовательный. И министерство с этим делом всегда справлялось очень плохо. Государство просто не сочло нужным решить проблему этих людей, и в результате сегодня около 700 семей остаются под открытым небом".

Правозащитник не исключает, что их судьбу могут разделить и остальные семьи экомигрантов, поскольку до сих пор закон об экомигрантах не принят, и нет стратегии, в которой были бы четко расписаны обязательства государства перед экомигрантами.
XS
SM
MD
LG