Accessibility links

Храм сомнений


Впервые о строительстве в Цхинвале православного храма в дар от президента России народу Южной Осетии заговорили в 2011 году: под строительство церкви отвели территорию рынка в центре столицы
Впервые о строительстве в Цхинвале православного храма в дар от президента России народу Южной Осетии заговорили в 2011 году: под строительство церкви отвели территорию рынка в центре столицы
В Цхинвале планируется строительство православного храма на средства российского фонда "Апостола Андрея Первозванного". Отношение к строительству этой церкви со стороны жителей столицы республики неоднозначное.

Впервые о строительстве в Цхинвале православного храма в дар от президента Дмитрия Медведева народу Южной Осетии заговорили в 2011 году. Президент республики Эдуард Кокойты распорядился отвести под строительство церкви территорию рынка в центре Цхинвала. Сначала в Цхинвале подумали, что храм будет передан местной епархии греческого Синода противостоящих. Однако впоследствии этот проект взяла под свою опеку Владикавказская и Аланская епархия, и тогда стало ясно, что это будет храм РПЦ.

Наверное, поэтому и отношение к этому проекту в республике изменилось, соответственно, и место под строительство перенесли в менее престижный район. Президент Тибилов в ходе недавней встречи с секретарем Владикавказской и Аланской епархии священником Саввой Гаглоевым предложил воздвигнуть его в другом месте – на окраине Цхинвала в микрорайоне Московском, поостренным экс-мэром Москвы Юрием Лужковым.

please wait

No media source currently available

0:00 0:05:03 0:00
Скачать

Вообще, цхинвальцы неоднозначно относятся к строительству этого храма. С одной стороны, это церковь России – главного союзника, покровителя, защитника. Для многих даже сама мысль о том, чтобы выступить против ее строительства, кажется едва ли не осквернением братского союза. С другой стороны, Русская православная церковь не признает местную епархию греческого Синода противостоящих, считая Южную Осетию канонической территорией Грузинской православной церкви. До Южной Осетии доходят слухи о том, что вроде бы ГПЦ передала отколовшиеся от Грузии территории под временное управление РПЦ.

Православный активист Вахтанг Джигкаев не против строительства этого храма, он не опасается каких-либо нападок или притеснений со стороны РПЦ в отношении Греческой Старостильной церкви:

"Пусть храмов будет больше – в этом ничего страшного нет. В Москве есть мечети, в Китае стоят православные храмы… Я не опасаюсь, что Южная Осетия станет зоной влияния РПЦ, потому что с нашей стороны никаких метаний нет. Греческая церковь не дала нам погибнуть духовно, она единственная, кто признал нас за эти двадцать лет, кто в самые тяжелые минуты беспрерывно находился рядом с нами, и мы ни в коей мере не отступим и рассматриваем себя именно частью греческого Синода противостоящих".

В Цхинвале далеко не все так благодушно настроены, есть в городе и противники строительства этого храма. Среди них югоосетинский журналист Алан Парастаев:

"С точки зрения РПЦ, Южная Осетия является канонической территорией Грузинской православной церкви, и, соответственно, строительство этого храма будет возможно только с благословения Илии II, что для южных осетин неприемлемо. Для меня лично невозможно строительство церкви "под эгидой" человека, нарушившего не только христианские, но и все земные законы".

Благочинный Цхинвалских церквей иерей Иаков Хетагуров говорит, что Аланская епархия Синода противостоящих к перспективе строительства храма РПЦ относится ровно, а взаимоотношения РПЦ и ГПЦ или слухи об их взаимных решениях относительно Южной Осетии его не пугают. Как бы ни игнорировали югоосетинскую епархию православные соседи, республиканские власти поддерживают свою церковь, паства растет, в духовенстве царит согласие:

"Нам нечего опасаться. В церкви очень важно внутреннее согласие, внутренне каноническое устройство, богословский правильный выбор – все это у нас есть. Приходы наши растут, церкви строятся, т.е. мы находимся в развитии, пусть не в таком, в каком хотелось бы, но в развитии. И все это мы смогли сделать в наших тяжелейших условиях, значит, Богу это угодно, иначе мы бы уже давно канули в лету".

– Я слышал, что у вас сложись добрососедские отношения и с духовенством ГПЦ, которое окормляет грузинское население Ленингорского района.

Иаков Хетагуров: Мы бываем там, нас радушно встречают в женском монастыре, мы в хороших отношениях с матушкой Саломеей. Как можем, так и общаемся, единственное, чего мы хотим, чтобы все это было в рамках добролюбия. Поймите, что югоосетинская церковь – это церковь территории, где практически идет война – духовная, физическая. Нам надо быть миротворцами, мы стараемся ими быть, и опыт у нас уже в этом деле есть, но, к сожалению, ни русская, ни грузинская православные церкви не используют этот потенциал".

Когда я уже выключил микрофон, отец Иаков добавил, что югоосетинское духовенство не собирается ни с кем враждовать – войны разрушают церковь, но противостоять надо. Священник также заметил, что на фоне официального игнорирования со стороны РПЦ на личном уровне у местного духовенства сложились теплые отношения с иерархами Владикавказской епархии и Московской Патриархии, поэтому к официальным выпадам он относится терпимо, с пониманием, как к вынужденному поведению.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG