Accessibility links

Большой проект для малого ущелья


Несмотря на требования профильных НПО, ущелье Хда, что в Казбегском районе, после смены власти так и не было включено в список памятников природы, охраняемых государством
Несмотря на требования профильных НПО, ущелье Хда, что в Казбегском районе, после смены власти так и не было включено в список памятников природы, охраняемых государством
В Грузии набирает силу движение противников строительства больших гидроэлектростанций. Часто можно слышать, что гораздо разумнее строить небольшие ГЭС. Однако и эту точку зрения природоохранные НПО поддерживают не в полной мере. Решение Министерства по охране окружающей среды дать добро на строительство КазбегиГЭС часть природоохранителей подвергли жесткой критике.

Шота Бучукури, глава НПО "Степанцминда", по-настоящему разочарован. Вместе с жителями Казбегского района и при поддержке профильных НПО он пытался воспрепятствовать планам строительства ГЭС. Однако эти усилия не дали никакого результата. На прошлой неделе Шота и его сторонники провели акцию протеста перед зданием Министерства по охране окружающей среды с требованием не утверждать экологическую экспертизу, которая дала бы зеленый свет строительству КазбегиГЭС. Говорит Шота Бучукури:

please wait

No media source currently available

0:00 0:03:53 0:00
Скачать

"Главное не то, ГЭС большая или маленькая. Может быть, большая в другом ущелье нанесла бы меньше вреда, чем эта маленькая в нашем ущелье Хда. ГЭС построят в начале ущелья, вместо реки Бролисцкали будет огромная труба около полутора километров длиной. И мы, к сожалению, останемся без уникального ландшафта и удивительной природной красоты".

Весной, благодаря в том числе и усилиям природоохранных НПО, строительство ГЭС было приостановлено. Тогда Министерство по охране окружающей среды пришло к выводу, что ущерб природе при возведении станции может оказаться неоправданно высоким. Однако владельцы КазбегиГЭС не сложили рук, а приложили колоссальные усилия, чтобы продолжить работу. Они организовывали публичные дискуссии, проводили консультации с представителями министерства, старались максимально учесть замечания и рекомендации специалистов. Тем не менее им удалось убедить далеко не всех в целесообразности строительства, говорит один из владельцев КазбегиГЭС Лаша Иорданишвили:

"Некоторые НПО ведут себя не вполне добросовестно. Например, они утверждают, что если мы построим эту ГЭС, Казбеги будут избегать туристы, высохнут деревья, чуть ли не растает Казбек. Естественно, что такая картина многим представляется пугающей. На самом же деле наше присутствие там пойдет на пользу: мы будем следить, чтобы лавины не закрывали дороги. Мы согласились, чтобы ГЭС не забирала много речной воды, согласились создать группу мониторинга, которая будет следить за уровнем воды в реке, мы согласились учесть очень многое".

Министерство по охране окружающей среды было впечатлено уступчивостью компании. Вот что говорит представитель ведомства Тамар Шарашидзе:

"Теперь это строительство не сопряжено с риском катастрофы. Выданное нами заключение соответствует законам, которыми руководствуется Министерство по охране окружающей среды".

Но именно несовершенство существующего закона имели в виду профильные НПО, когда выступали против строительства КазбегиГЭС. Несмотря на их требования, ущелье Хда после смены власти так и не было включено в список памятников природы, охраняемых государством. Этого статуса уникальная территория было лишена еще прежним грузинским руководством, оно же продало земли под постройку ГЭС частному инвестору. "Увы, процесс необратим", – пожимают плечами в Министерстве по охране окружающей среды. В соответствии с контрактом строительство гидроэлектростанции должно завершиться уже в августе будущего года.
XS
SM
MD
LG