Accessibility links

«У нас тут уныло и серо»


Непонятные эти ленингорцы. Вроде бы и жители республики, но не граждане. Ходят туда-сюда через границу с Грузией. Вроде бы и угрозы для республики в этом нет, но и как-то нехорошо. В общем, не вписываются они в устоявшийся формат
Непонятные эти ленингорцы. Вроде бы и жители республики, но не граждане. Ходят туда-сюда через границу с Грузией. Вроде бы и угрозы для республики в этом нет, но и как-то нехорошо. В общем, не вписываются они в устоявшийся формат

9 мая в Ленингоре не праздновали. Не то чтобы население было против, наоборот, оно соскучилось по праздникам, говорит гражданская активистка Тамара Меаракишвили. Просто так решили местные власти.

8 мая представители районной администрации объехали девятерых ветеранов войны, вручили им по пять тысяч рублей и какие-то подарки. Тогда же, 8 мая, пограничники установили в городе полевую кухню и угощали всех желающих солдатской кашей. На этом праздничные мероприятия были исчерпаны, говорит Тамара Меаракишвили:

«У нас тут уныло и серо даже в такие праздники. Я ждала, что будет весело, будет музыка, народные гулянья, надеялась повстречать людей, с которыми давно не виделась. Думала, будут флаги, хотя бы на одной улице… 8 мая я пошла в районную администрацию поинтересоваться, какие мероприятия намечены на завтра. Мне ответили с улыбкой: «Все, что планировали, провели сегодня. Завтра ничего не будет». Я спросила почему. «Потому что Босикова завтра не будет», – был ответ. Я уточнила, почему не будет. Ответили, что завтра выходной – День Победы».

Приблизительно так же, без каких-либо заметных праздничных примет прошел и Новый год. По словам Тамары, местное начальство, прикомандированное из Цхинвала, на праздники и выходные возвращается домой к семьям. Видимо, полагая, что отмечать праздники в командировке с чужими людьми – это дурной тон. В свою очередь, спешат домой и служащие из Церовани – пока не закрылась граница. Из соображений безопасности пропускные пункты были закрыты с 8 по 10 мая. А те, кто остался в районе, в общем-то мало кого интересуют, говорит Тамара, поэтому и им лучше поехать в Грузию – навестить родню, погулять по Тбилиси:

«У нас тут уныло и серо»
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:51 0:00
Скачать

«Я не виню простых людей, что они уезжают на праздники. Потому что 8 мая в час дня в администрации уже никого не было, кроме одного из замов главы района. Как глава района себя ведет, так и его подчиненные – они не чувствуют, куда они попали, какая у них ответственность перед живущими здесь людьми и теми, кто их сюда назначил».

В Ленингоре говорят, что в прошедший вторник на совещании у главы района местные служащие были ознакомлены с неким документом, который под угрозой увольнения запрещает районным чиновникам и служащим среднего и высшего звена выезжать в Грузию. По уверениям участников совещания, документ им показали издали, кем он подписан, неизвестно, но, судя по словам Алексея Босикова, спущен из Цхинвала.

Нечто подобное уже было года три-четыре назад, когда приняли особые правила пересечения границы для бюджетников. Все сотрудники бюджетных организаций, не важно, уборщица или начальник, при пересечении границы должны были иметь при себе специальные справки с работы. В них указывалось, по какой причине бюджетник едет в Грузию и когда он намерен вернуться обратно. Тогда даже в районе поговаривали, что местный КГБ хотел ввести даже квоты на выезд – установить сколько раз в месяц и на какой срок житель района может выехать в Грузию, но эта инициатива не прошла. Все понимали – это глупость, если учесть, что большая часть бюджетников приезжает на работу из Церовани. За нарушение никого не наказывали, потому новых инструкций никто не придерживался – про справки вскоре забыли.

Теперь опять очередное новое правило, никому непонятное. Одни ленингорцы полагают, что его ждет такая же судьба, как и предыдущее. Другие беспокоятся, памятуя о последней эпопее с заменой пропусков. Казалось бы, вполне невинное мероприятие с обменом старых документов на новые для многих закончилось плачевно – им отказали в виде на жительство и выдворили в Грузию. Эта часть обеспокоенных граждан убеждена, что в этот раз запрет будут соблюдать строго.

По мнению югоосетинского эксперта Роланда Келехсаева, пожалуй, единственное логичное обоснование нововведения (если оно будет реализовано) – это попытка Цхинвала создать некую корпоративную этику, встроить ленингорский чиновный люд в рамки дозволенного для всей остальной республики. Мол, негоже государственным людям кататься в стан врага. Но, по сути, государство ставит человека перед тяжелым выбором между возможностью содержать свою семью и его желанием видеться со своей родней в Грузии, бывать в местах, близких ему с культурной точки зрения.

«Надо просто оставить этих людей в покое. Ввели же недавно систему пропусков? Ну и пусть люди едут. Нельзя запретить человеку выезжать в соседнее государство. Запретами этих людей не остановишь – они тогда просто выедут из Южной Осетии, и нас будут обвинять в том, что мы создали условия для выселения этих людей», – говорит Роланд Келехсаев.

По мнению Роланда Келехсаева, подобные запреты – это скорее следствие отсутствия целеполагания у чиновников, нежели преследование каких-то намеченных целей. Это свидетельство того, что власти не знают, что делать с той частью населения Ленингорского района, которая живет восточнее цинагарской зоны, говорит Роланд Келехсаев:

«Туда надо отправлять не какого-то очередного свояка, а политика, то есть человека, который мог бы вовлечь население во внутриполитические и экономические процессы в республике. Надо людей интегрировать в югоосетинское общество. Не надо запрещать – пусть едут, куда хотят, но нужно создавать условия, чтобы эти люди стали нашими гражданами. Запретительными методами еще никто ничего не добился».

Непонятные эти ленингорцы. Вроде бы и жители республики, но не граждане. Ходят туда-сюда через границу с Грузией. Вроде бы и угрозы для республики в этом нет, но и как-то нехорошо. В общем, не вписываются они в устоявшийся формат. Пожалуй, единственное, что их роднит с цхинвалцами, – это уверенность в мирном завтрашнем дне. Разница лишь в аргументации. Если цхинвалцы убеждены, что они под надежной защитой, то ленингорцы – что они никому не нужны и из-за них никто ссориться не станет. И лишь свобода передвижения позволяет им строить планы на будущее, удерживать свою судьбу в собственных руках. Быть может, поэтому, как я слышал, многие готовы оставить руководящие посты и перейти на менее престижную работу, чтобы не утратить эту самую свободу передвижения.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG