Accessibility links

Танец – как модель отношений между мужчиной и женщиной


Осетинский танец «Симд» – это своеобразная модель отношений между мужчиной и женщиной, пример заботы друг о друге и уважения
Осетинский танец «Симд» – это своеобразная модель отношений между мужчиной и женщиной, пример заботы друг о друге и уважения

Фольклорный ансамбль песни и танца «Нарты» готовится к своему концерту. В пятницу вечером он представит новую программу, которая состоит из грузинского и осетинского репертуара.

Это только в концертных костюмах все танцоры кажутся на одно лицо, точно близнецы. А вот в репетиционном зале в спортивной форме каждый приобретает индивидуальные черты. У них разные длина и цвет волос, черты лица, характеры. Одни то и дело смеются, много жестикулируют, проделывая упражнения на разминке, другие сосредоточенно растягивают мышцы, не отвлекаясь на происходящее вокруг. Преодолевая репетиционное пространство в пару прыжков, они поочередно взлетают высоко вверх и, зависнув чуть ли не на несколько секунд в воздухе, плавно опускаются на пол. Тамуна Кокоева танцует в ансамбле «Нарты» со дня его создания, с 2007 года. Здесь она встретила человека, который семь лет назад стал ее мужем. Она говорит, что осетинский танец «Симд» – это своеобразная модель отношений между мужчиной и женщиной, пример заботы друг о друге и уважения.

«Этот танец демонстрирует нежность отношений между мужчиной и женщиной. Это те линии, те сочетания цветов – контрастных черного и белого, которые пересекаются и затем сливаются в единое целое. Каждый мужчина должен точно передать характер осетинского мужчины – кавказскую мужественность, а женщина – нежность и силу одновременно. Это отличительная черта осетинских танцев, особенно «Симда», который стал визитной карточкой нашего ансамбля».

Танец – как модель отношений между мужчиной и женщиной
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:35 0:00
Скачать

Это танец, говорит художественный руководитель ансамбля Гогита Татулашвили, в котором женщина представляется неземным существом, возможно, ангелом. Мужчина во время танца не должен прикасаться к ней, лишь, осторожно взяв под руку, вести ее вперед.

Этот танец, будучи в составе «Сухишвилеби», не раз исполнял Омар Хубаев. Сегодня он занимает пост главы службы культуры и спорта администрации Южной Осетии и параллельно является приглашенным хореографом ансамбля «Нарты». Учитель он, по его же словам, строгий и требовательный. Без этого, говорит он, достичь результата невозможно. О своих подопечных он говорит как о больших энтузиастах. Это люди, которые работают за мизерные заработные платы – от 200 до 300 лари. В то же время, признается Хубаев, хореография – это тяжелый ежедневный труд, требующий такую же затрату сил и энергии, как спорт.

Обновленная концертная программа, по словам хореографа, состоит из 12 хореографических и девяти вокальных номеров. За последние отвечает Давид Элбакидзе, руководитель мужского вокального ансамбля «Нарты», который был создан еще в 1978 году в Цхинвали. Правда, тогда он назывался «Лиахви». Из старого состава на сегодняшний день в нем осталось всего четыре вокалиста. Остальные, рассказывает Давид Элбакидзе, в тяжелые годы были вынуждены вернуться к своим профессиям. Поэтому сейчас большинство вокалистов – молодые ребята, которым приходится отчаянно ломать языки, разбирая осетинские песни.

«Кто-то был архитектором, кто-то полицейским, кто-то учителем. Когда стало трудно, большинство из них стали заниматься своим делом. Сейчас у меня новое поколение вокалистов. Осетинский язык сложный. Когда мы разбираем новую песню, я сам вначале прохожу консультации со специалистом осетинского языка. Уточняю у нее текст, произношение слов, которых не знаю, и уже потом объясняю ребятам. Есть определенные звуки, которые они до сих пор не могут точно воспроизвести».

Элбакидзе показывает диск, которым, очевидно, он очень гордится. На нем записан осетинский фольклор в исполнении его ансамбля. Туда вошла шуточная песня о счастливых мужчинах, которым повезло с женами, и о тех, кому страшно возвращаться домой; колыбельная, которую по осетинским обычаям исполняют мужчины. По его словам, шестьдесят дисков он отправил в Цхинвали, и эти песни часто звучат на местных радиостанциях.

XS
SM
MD
LG