Поэтесса Лия Ликокели стала сегодня актрисой, а ее читатели – зрителями. С этого дня каждый третий понедельник грузинские писатели и поэты будут устраивать моноспектакли на сцене театра имени Марджанишвили в Тбилиси.
Лия Ликокели сегодня сама себе и режиссер, и сценарист, и драматург, и исполнитель одной из главных ролей. «Одной из» только потому, что есть еще одна, не менее важная, – это читатель, вернее, зритель. Сегодня поэтесса узнает его в лицо – сможет увидеть, как оно меняется, когда она читает свои стихи и рассказывает о себе.
Я, кажется, написала обо всем, что прожила, говорит Лия. Поэтому ее поэтическое повествование будет в какой-то степени автобиографичным. И это тот случай, продолжает поэтесса, когда нельзя выбрать стих, который тебе просто нравится – в котором тебе комфортно и спокойно. Здесь посредством поэзии необходимо выстроить повествование длиною в целую жизнь. Повествование последовательное и динамичное.
Все 140 билетов на вечер с Лией Ликокели были распроданы заранее. Но поэтесса говорит, что ее большая аудитория не пугает, напротив, подобный формат встречи писателя с читателем ей особенно интересен.
«Я по опыту из своей «прошлой жизни», когда занималась режиссурой, знаю, что, когда люди реагируют на твое слово, действие, – это подпитывает тебя, дает стимул. Происходит обмен энергией. Поэтому зритель так важен. Ведь это очень интересное явление: кому-то важно то, что ты говоришь, – будет это история, рассказанная тобой, или же что-то о тебе самом. Поэтому зритель отнюдь не мешает, а, напротив, помогает».
Моноспектакли в театре Марджанишвили пройдут в рамках проекта Министерства культуры и охраны памятников «Живые книги». Он стартовал в апреле прошлого года. В течение нескольких месяцев грузинские поэты и писатели объездили регионы страны – небольшие города и села, встречались там со своими читателями в библиотеках, музеях и под открытым небом.
Ни для кого не секрет, что культурная жизнь страны сосредоточена в столице. И даже здесь большинство знакомо лишь с немногочисленными авторами «из телевизора». Поэтому для создателей проекта было важно вовлечь и тех, кто остается «за кадром», сделать возможным диалог писателя с читателем.
О том, будет ли этот диалог полноценным, волнуется одна из авторов проекта Мариам Циклаури. Ведь, как правило, говорит она, грузинскую аудиторию непросто вовлечь в происходящее.
«Проводя подобные встречи в Тбилиси или в регионах, мы всегда просим зрителей быть активнее, участвовать в процессе, задавать вопросы, но, как правило, грузинское общество, публика молчит. Я боюсь именно этого. Чтобы это не был моноспектакль одного лишь автора, который будет развиваться в тишине», – говорит Мариам Циклаури.
Она надеется, что публика не обделит вниманием грузинских авторов. Говорит, что в двухмиллионном городе обязательно найдется сотня человек, которые, несмотря на нелегкий социальный фон, смогут выкроить деньги на билет в театр. По ее словам, основную часть средств от продажи билетов получат сами авторы в качестве гонорара. Ведь изначально проект ставил целью дать возможность писателям немного заработать. В принципе, сама идея создания «живых книг» и родилась после того, как более 100 писателей обратились к правительству с просьбой поддержать социально незащищенных коллег.