Accessibility links

Психиатрия и 08.08.08


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

Прошло восемь лет после августовской войны 2008 года. Не буду ничего писать собственно о войне, так как это уже дело прошлое и ничего изменить невозможно. К тому же сегодня Грузией управляют совсем другие люди, Россией управляет и еще лет 15 будет управлять все тот же, а кто управляет Южной Осетией и Абхазией, – никому нет дела.

Говорить о войне сейчас уже бессмысленно, так как стороны никогда не смогут прийти к общему мнению. Для меня все стало окончательно ясно после Крыма и Донбасса, когда украинские власти под дружный одобрямс западных политиков делали то, что они от них требовали: не поддавались на провокации российской стороны и сохраняли спокойствие.

Западных политиков ждало жесточайшее разочарование. Оказалось, что «не поддаваться на провокации» – это хорошее дело, только если оно взаимное. Если одна сторона горит желанием отобрать территорию у другой, то надо не спокойствие сохранять, а готовиться к войне.

Для тех, кто неспособен проводить элементарные параллели и почему-то думает, что, если бы Грузия в 2008 году «проявила терпение» и «не поддалась на провокацию», все бы рассосалось само собой, – у меня никаких других аргументов нет... Да и неважно это все... В конце концов, война на то и война, чтобы каждый видел в ней то, что устраивает его.

В данном случае не буду пытаться переубедить россиян, осетин и абхазов. Тем более что их убежденность в своей правоте мне как раз понятна. Гораздо больше меня возмущает театр абсурда, который происходит на этой стороне...

Как известно, война – это одно из явлений, в которых, как правило, всегда существует внутренний консенсус любой нации, так как это вопрос выживания. Ни одна страна не просуществует долго в ситуации, когда на улице стреляют, а граждане вместо того, чтобы воевать или помогать военным, занимаются бесплодными дискуссиями о том, что, может быть, глава противостоящей армии – совсем не плохой человек, тем более что он тоже одной веры с ними.

Ни в одной войне никто никогда не признает себя виноватым – разве что Германия, которая совершила в 40-е годы такие ужасы и потерпела такое сокрушительное, тотальное поражение, что было бы странно, если бы немцы до сих пор любили Гитлера.

Во всех остальных случаях каждый народ железно, однозначно стоит за своих. Конечно, это не касается войн, смысл которых простым гражданам непонятен и которые проходят где-то далеко. Например, американское общественное мнение протестовало против войн во Вьетнаме и Ираке – потому что не могло понять: почему простые американские парни должны погибать где-то на краю вселенной? Или, например, в СССР афганская война была крайне непопулярна по тем же причинам, что и вьетнамская – в Америке. Это имперские войны, от которых в реальной жизни 99% граждан соответствующих стран ничего не меняется, поэтому к ним относятся плохо.

Но совсем другое дело, когда в стране война, смысл которой ясен всем ее гражданам, война на ее территории, когда бомбят и обстреливают ее города. Когда идет война за нечто такое, что имеет значения для жителей страны. Тогда – все едины.

Ни один армянин никогда не скажет, что его страна была неправа, отобрав Карабах. Ни один азербайджанец даже в глубине души никогда не откажет своей стране в праве на вооруженный реванш. Мало какой еврей решится сказать, что палестинцы правы, и мало какой араб согласится с тем, что Иерусалим был еврейским за многие столетия до того, как там появились арабы. Аргентинцы никогда не признают себя виноватыми в начале войны на Фолклендах, а англичане всегда будут утверждать, что имели право сделать то, что сделали. Русские против чеченцев, ирландцы против англичан, алжирцы против французов и т.д. – каждый народ на 100% уверен в своей правоте.

В общем, в мире много войн, и вы нигде не найдете страну, в которой немалая часть граждан обвиняла бы саму себя в начале войны, которую она на самом деле не начинала. Есть только одна страна, в которой такой абсурд возможен.

Грузинцы и тут нарушают все нормы человеческого устройства и во весь голос кричат: «Это грузинская сторона начала войну!» Весь мировой опыт коту под хвост. Все заявления западных политиков о том, что, возможно, грузинские власти не слишком удачно отреагировали на боевые действия 7 августа 2008 года, но это вовсе не значит, что они начали войну.

Европейцы и американцы говорят: «Вы не начинали войну, она уже шла давно»... Но нет. Грузинцы не соглашаются – «Нет, ничего там не шло, там все было тихо и спокойно, Цхинвали мирно спал, когда банды Саакашвили начали бомбить город»...

Интересно, где еще такое можно увидеть: значительная часть населения мечтает увидеть собственную страну проигравшей в Гаагском трибунале исключительно из ненависти к главнокомандующему, к тому же бывшему? Где можно увидеть людей, готовых признать свой собственный народ автором геноцида, а собственную армию – сборищем фашистов, лишь бы утереть нос главнокомандующему – к тому же бывшему?

Я бы ничего не говорил и молчал бы в тряпочку, если бы эта часть населения искренне была уверена в дружбе и братстве с абхазами и осетинами, если бы она искренне не хотела бы возвращения территорий ценой кровопролития и придерживалась бы действительно пацифистских воззрений. Но все это чепуха. И на абхазов с осетинами им плевать, и всего несколько лет назад они все, как один, говорили, что «потерянное силой можно вернуть только силой». И вдруг сейчас – какой коллективный приступ гуманизма! «Спящий Цхинвали», «наши граждане», «слеза ребенка»...

Откуда вдруг такое человеколюбие? Секрет тут прост. Это то, что я называю «геном предательства». В нашей истории он проявлялся неисчислимое количество раз. Это когда один феодал для борьбы с другим феодалом шел к врагам и заручался их поддержкой. Многие века наши «аристократы» рыли яму друг другу, не понимая при этом, что в конечном итоге роют яму сами себе.

Этот ген работает и тут – у плакальщиков по «спящему Цхинвали» нет никаких идейных соображений, кроме одного. Им не нравится главнокомандующий того времени – он же президент Саакашвили. Это – главная, она же единственная причина того, что эта публика готова видеть свою страну в трибунале, лишь бы – назло прошлой власти.

Эту публику далеко искать не надо. Сегодня Грузией управляют те, кто считает причиной войны не желание Путина отомстить Западу за Косово, а несдержанность сами знаете кого. Люди, нарушающие одно из главных табу мировой цивилизации: каждый народ стремится избежать обвинений в том, что война началась по его вине – даже в случае, когда это правда.

Чтобы народ сам себя винил в начале войны, которую он не начинал, – это нечто... Тут политологами или даже психоаналитиками не обойтись... Тут нужна одна очень, очень большая психушка.

нения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG