Accessibility links

Иорданские абхазы побывали в Абхазии


Сравнительно небольшое (чуть менее 10 миллионов населения) государство Иордания давно воспринимается как некий островок стабильности и благополучия в мятущемся море арабских стран (или же Ближнего Востока, или же мусульманского мира – все это будет правильно). Словом – воспринимается как некий оазис в пустыне, хотя 95% территории Хашимитского королевства как раз и представляют из себя пустыню. И неслучайно в последние годы население его постоянно пополнялось за счет беженцев из соседних стран, охваченных смутами и войнами.

Для Абхазии же Иордания – это прежде всего один из осколков бывшей Османской империи, которая в девятнадцатом веке стала местом прибежища абхазских махаджиров, покинувших родные края. Да, там этих потомков еще меньше, чем в соседней Сирии, и там они также потеряли родной язык, перейдя на арабский (для сравнения: в Турецкой Республике проживает несколько сот тысяч этнических абхазов, и большая их часть, в основном сельских жителей, владеет абхазским).

В последние недели в Абхазии произошло несколько событий, которые побудили меня остановиться сегодня на теме связей республики с абхазской диаспорой Иордании и властями королевства.

Иорданские абхазы побывали в Абхазии
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:18 0:00
Скачать

19 сентября Торгово-промышленная палата Абхазии и Ассоциация семьи Абаза в Иордании (это организация, в которой состоит около 270 семей) подписали соглашение о сотрудничестве. В церемонии подписания участвовали председатель госкомитета по репатриации Абхазии Вадим Харазия, представители Общественной палаты РА, абхазские бизнесмены.

«Наши связи имеют многолетнюю историю. В строительстве Иорданского государства активное участие принимали выходцы с Северного Кавказа и Абхазии. Что касается ТПП Абхазии, то мы сотрудничаем с иорданскими предпринимателями уже пять лет. В 2011 году было подписано соглашение о сотрудничестве между Торгово-промышленными палатами Абхазии и Хашимитского королевства. Более того, мы не единожды обменивались делегациями и сегодня опять подтверждаем наше сотрудничество», – сказал, предваряя подписание, президент ТПП РА Геннадий Гагулия.

Он напомнил, что иорданские предприниматели еще пятилетие назад готовы были сотрудничать с предпринимателями Абхазии, но начавшаяся в Сирии война и, как следствие, наплыв беженцев, рост цен и ухудшение экономического состояния страны приостановили начавшийся процесс. Сегодня ситуация стабилизировалась, и иорданские предприниматели изъявили готовность к возобновлению сотрудничества.

Президент ТПП сообщил, что абхазская сторона уже приступила к организации туристических поездок в Иорданию, и жители Абхазии наверняка видели по Абхазскому телевидению посвященный этому рекламный ролик. Руководитель Ассоциации семьи Абаза в Иордании Хасан Хусейн Абаза (Чичба) начал свое выступление с того, что это его второй визит в Абхазию со времени признания независимости республики, и сказал:

«Посетить Абхазию было мечтой всей моей жизни! Мой отец много рассказывал о своей исторической родине, о ее красотах, а ему об этом рассказывал его отец – мой дед, 140 лет назад покинувший родину. Когда я приехал в Абхазию, я понял, что она намного прекраснее, чем мне говорили, потому что одно дело – слушать, а другое – видеть ее красоты и гостеприимство местных жителей».

Он подчеркнул, что члены Ассоциации не представляют правительство Иордании, а только семью Абаза. Производитель и продавец мебели Халед Хаммад сообщил о намерении открыть в Абхазии собственный бизнес:

«Я хочу установить бизнес-связи с коллегами и приглашаю их в Иорданию для обмена опытом».

По словам бизнесмена, его иорданские коллеги заинтересованы развивать отношения в сфере туризма, промышленности.

А 29 сентября я присутствовал на беседе за «круглым столом» с участием руководителей абхазской диаспоры Турции, Сирии и Иордании, госкомитета по репатриации, депутатов Народного собрания, представителей научного сообщества и Духовного управления мусульман Абхазии, которую на информационной площадке независимого информагентства «Аиашара» провела политическая партия «Айнар». Обсуждали актуальные для диаспоры вопросы выдачи паспортов гражданина Абхазии соотечественникам, проживающим за рубежом, участия в выборах президента Абхазии и о возможностях просмотра эфира Абхазского телевидения в странах компактного проживания диаспоры. Председатель Федерации абхазских культурных центров в Турции Ахмат Хапат отметил, что восьми тысячам этнических абхазов уже выданы абхазские паспорта. Хасан Чичба сказал, что процедура оформления абхазского паспорта занимает не менее полутора месяцев, и озвучил просьбу диаспоры в Иордании посодействовать ее ускорению. Он сказал:

«Чтобы помогли сократить срок получения гражданства до двух недель. Потому что много людей у нас хотели бы получить это гражданство, но по времени, по деньгам не рассчитывают на больший сорок пребывания здесь. А если бы они все реализовали это свое намерение, мы могли бы проводить абхазские выборы в Иордании».

Он вспомнил и о том, как в начале прошлого года в Иорданию приезжал бывший премьер-министр Абхазии Беслан Бутба (сейчас он представитель президента РА по внешнеэкономическим связям в ранге вице-премьера), который встречался с руководством Ассоциации и обещал помочь с гражданством.

За рамками круглого стола Хасан Хусейн рассказал, что сам он военный, у него военное образование и звание генерала иорданской армии. Женат на черкешенке по фамилии Кешт, у них четверо дочерей и двое сыновей. Три дочери уже создали семьи, а сыновья – неженатые. В нашу организацию, рассказывает он, входят и представители черкесских ассоциаций, таких как «Адыгэ Хасе». Это связано с тем, что многие черкесы женаты на девушках с фамилией Абаза и наоборот. Но 70% от общего числа членов ассоциации – абхазы. И с каждым годом мы наблюдаем рост количества членов семьи Абаза. Некоторые уже подумывают о приезде в Абхазию на постоянное проживание.

Хасан знает четыре семьи, которые переехали сюда. К сожалению, в Иордании всего несколько человек, которые разговаривают на абхазском языке. Он знает одну из них, пожилую женщину, и молодую девушку Жанну Лейба, чей отец Халдун Лейба защищал Абхазию от врагов во время войны (воевал тогда и двоюродный брат Хасана) и в данное время живет здесь. Жанна преподавала абхазский язык девочкам в одной из иорданских школ, но потом вышла замуж и сегодня занимается семьей. Мы, сказал он, ищем человека, который мог бы ее заменить в школе, но пока не нашли.

Ну, а что касается абхазо-иорданских связей в целом, то на днях корреспондент Sputnik Абхазия, бравший интервью у Хасана Хусейна, задал ему традиционный вопрос: «На ваш взгляд, есть ли перспективы установления дипломатических отношений между Абхазией и Иорданией?» Тот ответил: «Перспективы, возможно, есть, но не в ближайшее время. Я это знаю из общения с представителями дипломатии Иордании. Министр иностранных дел Иордании, который всегда пытается уйти от обсуждения темы Абхазии, но от его ассистента я все-таки получил ответ. Правда, не совсем точный, но он мне сказал, что Иордания на данном этапе не готова к установлению дипломатических отношений с Абхазией. Причины лично мне понятны. Дело в том, что у Иордании хорошие отношения с Западом и не такие тесные с Россией, поэтому они не хотели бы потерять то, что имеют».

Действительно, было бы нереалистично рассчитывать на признание независимости Абхазии со стороны государства, которое не является союзником нашего стратегического партнера – России. А для меня еще стали неожиданностью цифры, опубликованные в одном из сентябрьских номеров российского еженедельника «Аргументы и факты». В двух таблицах там, по данным американского социологического центра, представлены страны, где население относится к России наиболее отрицательно и наиболее благоприятно. Ну, в том, что среди последних фигурируют Вьетнам (75% опрошенных), Китай (51%), не было ничего удивительного. Как и в том, что список первых возглавляет Польша (80%, а 15 – относятся положительно) и фигурируют в нем Израиль (74%), Япония (73), Украина (72)...

Но почему в таблице стран, население которых относится к России наиболее недоброжелательно, второе место после Польши заняла Иордания (80% против 18-ти, относящихся положительно)? Ведь у нее к РФ вроде бы нет исторических счетов, территориальных и иных претензий, и в российских СМИ этот негатив, насколько знаю, не находил ранее отражения...

Таковы, однако, бесстрастные цифры исследования. Так что представителям Абхазии, налаживающим отношения с иорданской стороной, опираясь на абхазскую диаспору там, надо учитывать и эти социологические данные.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG