Accessibility links

Льготное кредитование: как выжить малому бизнесу


Деньги, которые республика зарабатывает сама, можно использовать на своих условиях, учитывающих местные реалии, для людей, которые реально работают на земле
Деньги, которые республика зарабатывает сама, можно использовать на своих условиях, учитывающих местные реалии, для людей, которые реально работают на земле

В Южной Осетии обсуждают принятый на днях парламентом закон о льготном кредитовании малого бизнеса. Он предполагает выделение на эти цели не менее 2% собственных доходов республики. По оценкам югоосетинских экспертов, речь идет о небольших деньгах – от 20 до 50 миллионов рублей в год.

Согласно принятому закону, льготное кредитование должно осуществляться в таких приоритетных сферах и видах деятельности, как производство, переработка и реализация продукции сельского хозяйства, оказание жилищно-коммунальных услуг, производство художественных промыслов, образовательная деятельность, медицина, общественное питание и др.

Правительство было изначально против принятия этого закона и настаивало на том, чтобы парламент ограничился поправками к уже существующему закону «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства».

Ответом на это предложение можно считать заявление спикера законодательного органа Анатолия Бибилова, который отметил, что субъектам малого предпринимательства, которым не нужны многомиллионные вливания, на сегодняшний день не оказывается практически никакой помощи.

Льготное кредитование: как выжить малому бизнесу
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:19 0:00
Скачать

Югоосетинский экономист, экс-депутат югоосетинского парламента Геннадий Кокоев убежден, что парламент поступил абсолютно верно, приняв этот закон, поскольку старый, на который ссылалось правительство, оказался мертворожденным, номинальным. Он никого ни к чему не обязывал, не предусматривал никаких механизмов реализации, поэтому нет никакого смысла к нему возвращаться. У нового же закона, убежден Геннадий Кокоев, куда больше шансов реально заработать:

«В законе есть механизм контроля за его исполнением, потому что он предусматривает создание такой структуры, как фонд льготного кредитования, в котором есть попечительский совет. Попечительский совет формируется на паритетной основе. Туда входят два представителя от парламента, еще два от правительства и один, которого утверждают по предложению президента. То есть в этой маленькой структуре фонда предусмотрен реальный механизм сдержек и противовесов, он сводит к минимуму уровень коррупциогенности. Еще он будет способствовать тому, чтобы принимались и реализовывались те законы, которые действительно необходимы для развития нашего малого предпринимательства».

В 2014 году совместно с российскими кураторами в Южной Осетии была прията инвестиционная программа по развитию сельского хозяйства на 2015-2017 годы. На ее реализацию было заложено 800 миллионов. Еще 1 миллиард 200 миллионов рублей на развитие этого сегмента экономики выделило специальное инвестиционное агентство, созданное российскими банками. Эти программы действуют уже два года. За это время стало ясно, что они ничего не дали для развития реального сектора экономики, говорит Геннадий Кокоев. Причин тому много. Это и проценты по кредитам, которые хоть и считаются льготными в России, но для местных фермеров слишком обременительны. Это и невозможность выполнить требования по обеспечению кредитов по целому ряду объективных для республики обстоятельств, говорит Геннадий Кокоев:

«Я так считаю, и с моим мнением здесь согласны многие. Эта схема, которую нам предложили кураторы, – как воспрепятствовать и возвести непреодолимую стену на пути развития реального сектора в Южной Осетии, – не работает. Результат – ноль. Получается, что большую часть от этих 800 миллионов рублей нам выделили на развитие экономики. Но практически ничего реализовано не было, кроме абсолютно убыточной версии ресторана Vincenzo и кредитования группы компаний «Евродон» за счет тех средств, которые должны были пойти на развитие реального сектора. Хотя должно быть наоборот, чтобы сама компания инвестировала в республику.

– Тогда на что ушел без малого миллиард рублей?

– Никакого миллиарда никуда не уходило. Это были деньги, которые выделялись номинально. Они не были освоены. Вот и все. А потом кто-то похлопает по плечу неких функционеров, мол, спасибо, что вы вернули деньги в бюджет Российской Федерации».

По мнению Геннадия Кокоева, новый закон позволяет дистанцироваться от этих централизованных средств и использовать на заявленные цели деньги, которые республика зарабатывает сама. Пусть это небольшие деньги, но их можно использовать на своих условиях, учитывающих местные реалии, для людей, которые реально работают на земле.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG