Accessibility links

Спасение СМИ оказалось забытой тайной


По мнению медиаэкспертов, тенденция непрозрачности и невыдачи информации со стороны госструктур в Грузии лишь увеличивается
По мнению медиаэкспертов, тенденция непрозрачности и невыдачи информации со стороны госструктур в Грузии лишь увеличивается

Завершился двухдневный визит медиаэкспертов ОБСЕ в Тбилиси. Они встретились с представителями власти и гражданского сектора, чтобы узнать подробнее об инициативе премьер-министра о создании института медиаомбудсмена и что об этом думают представители СМИ и профильных НПО. Оказалось, что мало кто из участников встречи имел четкое представление, о чем идет речь.

Советник представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Айдар Ботагаров и глава союза журналистов Литвы Данюс Радзявичюс в течение двух дней встречались с представителями парламентского большинства, исполнительной власти, оппозиционных партий, профильных НПО и, наконец, сегодня с руководителями телекомпаний. На каждой встрече они пытались узнать, с какой целью правительство хочет создать институт медиаомбудсмена и что об этом думают сами представители СМИ.

С такой инициативой выступил премьер-министр Георгий Квирикашвили 6 марта в ответ на решение Страсбургского суда от 3 марта приостановить исполнение вердикта Верховного суда Грузии о передаче телекомпании «Рустави 2» ее бывшему владельцу.

Спасение СМИ оказалось забытой тайной
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:11 0:00
Скачать

«Главенство права, защита прав человека, в том числе, защита свободы слова и независимость судебной системы, являются результатом проводимой нами политики, поэтому их защита является первоочередным приоритетом для правительства. Поэтому здесь не должно быть никаких вопросов. Именно с этой целью я предлагаю создать институт медиаомбудсмена, куда будут приглашены правозащитники, пользующиеся мировой репутацией. Я приглашаю к сотрудничеству специалистов мирового уровня, которые своей деятельностью доказали свой профессионализм», – заявил тогда премьер в ходе встречи представителями СМИ и НПО.

Но с тех пор прошли почти два месяца, об инициативе подзабыли, и визит экспертов ОБСЕ для многих оказался неожиданным. Поэтому сегодня после встречи с ними гендиректор телекомпании «Кавкасиа» Нино Джангирашвили недоумевала:

«Эта формальная инициатива, представленная премьер-министром для сохранения лица правительства, когда дело «Рустави 2» достигло кульминации, сегодня просто неактуальна. Думаю, и власти больше не хотят этого. Но наши международные партнеры уже приглашены, и сейчас мы вынуждены говорить о глупостях».

Вопросы остались от этой встречи и у замгендиректора «Рустави 2» Нино Накашидзе. Ей непонятно, от кого хотят власти защитить грузинские СМИ с помощью медиаомбудсмена:

«Источником перечисленных на встрече проблем являются или давление со стороны властей, или использование судебной системы против СМИ. Для нас важно, чтобы дали возможность работать уже существующим институтам».

На этом фоне заявления представителей парламентского большинства «Грузинской мечты», с которыми эксперты ОБСЕ встретились накануне, выглядели не только попыткой спасти лицо. По словам вице-спикера парламента Тамары Чугошвили, гости из ОБСЕ именно потому находятся в Грузии, что «есть определенные спекуляции вокруг того, что якобы в стране есть вызовы свободе СМИ. Но в «вызовах» Чугошвили видит и другое:

«Здесь можно говорить о многом, в том числе о качестве контента СМИ, впрочем, не мне это обсуждать. Я думаю, что с точки зрения свободы СМИ и ее качества мы можем перейти на новый этап, внедрить более высокие стандарты, и для нас очень важно, что в этом процессе ОБСЕ поможет нам».

Еще одна представительница парламентского большинства Нино Гогуадзе заострила внимание на том, что представители ОБСЕ отмечают рост плюрализма и свободы СМИ после смены власти. Но тем не менее отмечает:

«Важно, чтобы в стране был такой независимый и компетентный институт, который оценит процессы, которые на самом деле происходят в стране»,.

«Очень жаль, что власти не понимают суть роли СМИ», – говорит глава Хартии журналистской этики Ната Дзвелишвили. Она также встречалась с зарубежными гостями:

«Честно говоря, мы не поняли, что должны были обсуждать. Все строилось на предположениях о том, что может подразумевать власть под этой инициативой. Мы постарались привлечь внимание экспертов ОБСЕ к тому, что у нас в стране существуют регулирующие механизмы, способные решить проблемы без института медиаомбудсмена, который хотят создать власти. Лично мне реальной проблемой кажется то, что у власти нет политической воли внимательно прислушаться к рекомендациям зарубежных и местных специалистов по данным вопросам и следовать им».

Проблемы Ната Дзвелишвили видит в том, что власти считают, что СМИ должным образом не освещают их позитивные достижения, что положения свободы СМИ и медиаплюрализма улучшились лишь в впервые два года правления «Грузинской мечты». С тех пор тенденция непрозрачности и невыдачи информации со стороны госструктур лишь увеличивается, были созданы проблемы оппозиционному телеканалу «Рустави 2», вопросы вызывают процессы вокруг правления ОВГ и слияния нескольких телекомпаний, риторика которых стала лояльной власти.

Сами медиаэксперты ОБСЕ публичных заявлений не делали. О своих выводах они расскажут позже в своих рекомендациях.

XS
SM
MD
LG