Accessibility links

После Ткибули


Грузия в рамках договора об ассоциации с ЕС взяла на себя обязательства по формированию эффективной трудовой инспекции, однако в 2014 году дело застопорилось
Грузия в рамках договора об ассоциации с ЕС взяла на себя обязательства по формированию эффективной трудовой инспекции, однако в 2014 году дело застопорилось

После трагического инцидента в Ткибули, повлекшего гибель четырех шахтеров, в Грузии снова заговорили о создании эффективной трудовой инспекции. Эксперты напоминают, что ее создание является одним из обязательств Грузии, взятых ею в рамках соглашения об ассоциации с ЕС.

По заявлению правозащитников, статистика гибели людей на производстве внушает серьезную тревогу, и необходимы радикальные шаги для исправления ситуации. Только в прошлом году на рабочих местах погибли 58 человек.

Юрист Центра по обучению и мониторингу прав человека Лина Гвинианидзе напоминает, что Грузия в рамках договора об ассоциации с ЕС взяла на себя обязательства по формированию эффективной трудовой инспекции, однако после обнадеживающего старта в 2014 году дело застопорилось. Представители правительства заверяют, что работают над решением проблемы, однако окончательное внедрение системы мониторинга отложено до 2019 года. Такой подход со стороны властей, по мнению эксперта, говорит о существовании серьезного лобби в правительстве, которое под предлогом защиты интересов инвесторов полностью игнорирует создание системы охраны труда:

После Ткибули
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:29 0:00
Скачать

«Создание полноценной инспекции труда не означает давления на бизнес, о чем без устали заявляют представители экономической команды правительства, а является обязанностью государства соблюдать трудовое законодательство, определяющее права наемных работников. Разговор не идет о создании новой нормативной базы, мы требуем соблюдения норм действующего законодательства».

Несмотря на наметившиеся поначалу позитивные сдвиги, продолжает Лина Гвинианидзе, правящая команда «Грузинской мечты» вернулась к практике своих предшественников из «Нацдвижения», которые ставили во главу угла экономическое развитие страны в противовес соблюдению прав человека. К сожалению, сегодня мы видим, что экономическая команда правительства блокирует все попытки создания механизма мониторинга труда, и это заметно невооруженным глазом, говорит юрист:

«Мы явственно увидели отношение партии «Грузинская мечта» в рамках работы конституционной комиссии, где в первой согласованной редакции основного закона появилась запись об обязательности существования трудовой инспекции. Однако, по заверению председателя комиссии, спикера парламента Ираклия Кобахидзе, впоследствии эта запись была удалена по требованию правительства, а те в свою очередь изменили свою позицию после консультаций с бизнес-кругами. Примечательно, что в правительстве и не подумали проконсультироваться с представителями профсоюзов, что наглядно демонстрирует видение правящей команды по этому вопросу».

Экономист Торнике Чивадзе считает, что право на безопасный труд является одним из компонентов области прав человека, поэтому он приветствует появление соответствующей записи в Конституции:

«Существующая в нынешнем виде модель мониторинга труда не обладает никакими полномочиями. К примеру, она не имеет права инспектировать производственные места по просьбе трудового персонала, зато этим правом обладает владелец предприятия. По моему мнению, трудовая инспекция должна регулировать не только безопасность труда, но и соблюдение продолжительности трудового дня и взаимоотношения трудового коллектива с менеджментом. Трудовая инспекция позволит бороться с причинами, а не с последствиями, что мы наблюдаем сейчас».

У идеи создания эффективной трудовой инспекции существуют и противники. По мнению президента Новой экономической школы Пааты Шешелидзе, создание новой структуры лишено всякого смысла:

«Как и в случае с Ткибули, множество госпредприятий в Грузии не приватизированы, а просто арендованы, поэтому работодатели пытаются в сжатые сроки выжать максимум прибыли. Разумеется, повышение требований безопасности не входит в их интересы, так как увеличивает затраты. Государство в этом случае полностью стоит на стороне бизнеса, и работодатель злостно этим пользуется. Поэтому считаю, что создание новой службы лишено всяческого смысла до тех пор, пока бизнес не лишат этих привилегий».

XS
SM
MD
LG