Accessibility links

Добро должно быть без талонов


На днях в супермаркете «Сухум» состоялось торжественное открытие так называемой «полки добра», на которой для малоимущих граждан выкладываются самые необходимые продукты питания, стиральные порошки и т.п. – и все это бесплатно. Такие же планируется открыть и в других крупных магазинах Абхазии.

Это стало первым проектом благотворительного движения «Послы доброй воли Абхазии», которое будет заниматься гуманитарными проектами в здравоохранении, образовании и спорте, съезд которого прошел 2 июня в Москве. Участникам съезда показали специальный видеоролик, в котором «послы» зачитывали отрывки из произведений Фазиля Искандера, посвященные душевной доброте и человеческому милосердию. На съезде выступали сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров, известный в прошлом футболист Ахрик Цвейба, замминистра иностранных дел Абхазии Кан Тания, известный российский киноактер Егор Бероев и другие.

На мероприятии в супермаркете я не присутствовал, ибо сразу решил, что гораздо интереснее для меня, как для журналиста, будет не слушать речи, а побывать в магазине попозже и увидеть, как в реальности работает этот благотворительный проект. Благо, супермаркет недалеко от моего дома, и достаточно часто в нем отовариваюсь.

Добро должно быть без талонов
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:11 0:00
Скачать

Но сперва – небольшое отступление. О том, как какой-то владелец торгового объекта в России стал бесплатно раздавать неимущим хлеб, узнал из одного телесюжета по «Первому». Потом, будучи на рынке в Адлере, обратил внимание на довольно длинную, человек из двадцати, очередь к «будке» с хлебобулочными изделиями. «Может, какой-то необычный и популярный сорт хлеба привезли?» – мелькнула мысль, ибо в последний раз очереди за хлебом видел в Абхазии в далекое предвоенное и военное время. «За чем очередь?» – поинтересовался на ходу у старичка, стоявшего последним. Лишь время спустя, задним числом, я понял, что он тогда постеснялся сказать, что они стоят за завезенной партией бесплатного хлеба. Позже увидел уже в одном из сухумских магазинов самообслуживания лежавшие у кассы на выходе несколько буханок хлеба, и мне объяснили, что это – бесплатно, для неимущих.

Когда узнал об открытии «полки добра», сразу задумался о том, как это будет организовано. Ведь люди-то встречаются разные; сколько наслушался историй о том, как в самые голодные послевоенные времена некоторые приезжали за гуманитарной помощью от международных организацией на... собственной автомашине, как «гуманитарка» оказывалась в продаже на рынке... То есть будет ли какой-то контроль за тем, как нуждающиеся будут получать эту помощь?

И вот подхожу к двум стеллажам недалеко от выхода с одной из касс. У большего стеллажа, на полках которого лежали буханки хлеба и пачки с крупами, огурцы и помидоры, кочаны капусты и зелень, мыло и другие моющие средства, увидел, как молодой человек помогал старику и девочке грузить в полиэтиленовый пакет капусту и еще какие-то овощи. Подождал, пока двое уйдут, и подошел к молодому человеку, который, как догадался, был сотрудником магазина. Когда я попросил его рассказать на диктофон о первых днях «работы» «полки добра», он ответил, что лучше позовет кого-нибудь из руководства магазина. Вскоре подошла управляющая Гая Агрба. Она объяснила, что соседняя полка, поскромнее, только с хлебом и крупами, – это от самого супермаркета, и она открылась раньше, несколько месяцев назад. Помимо того, что на нее выкладывается от магазина, некоторые покупатели тоже оставляют на полке продукты питания. Гая Агрба говорит:

«Чтобы не только мы были добрее... У нас, кстати, есть посетители, которые реально покупают и кладут продукты для тех, кому хуже. Есть... приходят люди, кто очень стесняется. Прямо со слезами... И мы их чуть не насильно заставляет брать. Говорим, что это не стыдно.

– Сотрудники ваши тут всегда...

– Сотрудник, да. А есть люди, причем видно, что он не нуждается, но он прямо берет все подряд. И мы вынуждены подойти, несмотря на его возраст, сказать: извините, но другие тоже нуждаются...

– А как вы определяете, что он не так уж нуждается?

– Вы знаете как? Бывает, что человек отоварится в магазине на несколько тысяч, а потом подходит сюда и начинает все сметать. Это уже, наверное, психология человеческая, нам чуждая, но такое тоже есть».

Я поделился своими мыслями, которые возникли сразу, как только услышал о будущих «полках добра». Я предположил:

«Наверное, они продумали, может, это будет какой-то такой закуток, какие-то списки...

– Вы понимаете, это продумать тоже сложно. Потому что вот Камма Гопия из благотворительного фонда «Киараз» меня тоже спрашивала: «Гая, может быть, мы будем делать это по каким-то талонам?» Я говорю: «Камма, решайте вы. Если нам надо собирать какие-то талоны и по талонам отдавать, то что это должно быть, какой набор должен туда входить? Но если пришел человек и видно, что человек нуждается, а талона у него нет, нам что делать? Мы же не можем сказать: нет, вам не дадим. Тоже такой момент»... Поэтому, как я понимаю, они сейчас думают, продумывают».

Впрочем, пока все обходится и без талонов, хватает того, что за полками все же присматривает сотрудник магазина. И, как сказала моя собеседница, этот торговый объект делает многое и помимо «полки добра»:

«Мы, вообще, часто участвуем в благотворительных акциях – непосредственно супермаркет «Сухум», руководство наше. Ни одну просьбу еще мы не оставили без внимания – касаемо помощи городу, касаемо ветеранов, ремонта чего в городе, детских ансамблей».

И еще. Я обратил внимание на одну из строчек на листе ватмана, прикрепленном над полкой. Там было сказано, что для пенсионеров делается бесплатная стрижка, и дан номер мобильного телефона. Оказалось, что это сотрудница расположенной в «Сухуммаркете» парикмахерской Александра Габуния увидела эту полку и предложила свою помощь.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG