Accessibility links

Кто будет формировать тарифную политику?


В 2009 году по газопроводу «Дзуарикау-Цхинвал» в Южную Осетию начал поступать российский газ, однако этот проект нельзя назвать реализованным в полной мере
В 2009 году по газопроводу «Дзуарикау-Цхинвал» в Южную Осетию начал поступать российский газ, однако этот проект нельзя назвать реализованным в полной мере

«Газпром» согласен газифицировать Южную Осетию при условии, что тарифы на голубое топливо в республике будут повышены до североосетинских, сообщил премьер-министр Эрик Пухаев на пресс-конференции в Цхинвале. Предполагается, что вопрос газификации будет окончательно решен на встрече президента Анатолия Бибилова с главой «Газпрома» Алексеем Миллером.

В 2009 году был построен газопровод «Дзуарикау-Цхинвал», по которому в Южную Осетию из России поступает природный газ. Однако этот проект нельзя назвать реализованным в полной мере, так как газифицирован в республике только Цхинвал.

В 2016 году президент Леонид Тибилов договорился с российским руководством о полной газификации республики. Вначале речь шла о газификации в 2019 году 124 населенных пунктов, а к концу года было объявлено о 188 населенных пунктах. Общая стоимость проекта оценивается от 2,5 до 3 миллиардов рублей, срок реализации – пять лет.

Кто будет формировать тарифную политику?
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:26 0:00
Скачать

Как сообщил сегодня на пресс-коференции премьер-министр Эрик Пухаев, вопрос газификации Южной Осетии будет окончательно решен на встрече президента республики Анатолия Бибилова с главой «Газпрома» Алексеем Миллером, которая должна состояться на днях:

«Вслед за проектом соглашения от «Газпрома» поступили дополнительные условия, по которым тарифы на газ в Южной Осетии постепенно должны вырасти до североосетинских расценок. Это понятно, ведь любая организация работает на прибыль».

Речь идет о существенном повышении тарифов, если учесть, что в Южной Осетии кубометр газа стоит 4,27 рублей, а в Северной Осетии – 5,47 рублей.

По словам югоосетинского эксперта Роланда Келехсаева, эта информация о газификации югоосетинских сел принципиально отличается от той, которую распространяла пресс-служба Леонида Тибилова в прошлом году. Тогда газификация не преподносилась как бизнес-проект «Газпрома», который должен окупиться и принести прибыль. Скорее, эта тема презентовалась как личная заслуга Леонида Тибилова, который добился бесплатной для жителей республики газификации сел. Во всяком случае, говорит Роланд Келехсаев, тогда ни президент, ни пресс-служба, ни члены правительства ни словом не обмолвились, что ценой газификации горных селений станет повышение тарифа для цхинвальцев на 28%:

«Новость о газификации югоосетинских сел появилась в контексте предвыборной агитации Леонида Тибилова. Из-за этого, мне кажется, тогда от нас просто скрыли некоторые обстоятельства дела, в том числе и то, что газификация приведет к удорожанию газа, причем не только для жителей гор, но и тех, кто внизу потребляет газ по низкой цене. Теперь новые власти вынуждены постепенно вводить нас в курс дела, чтобы не оказаться крайними в этой истории. Но и сейчас остается много вопросов. Кому отойдут сети? Кто будет формировать тарифную политику? Предусмотрены ли какие-то сдерживающие механизмы для новых монополистов?»

По словам Келехсаева, в этой истории куда больше предстоящего повышения тарифов его возмущает поведение предыдущего руководства. По сути, это была манипуляция, обман ради укрепления рейтинга перед выборами.

По мнению сотрудника Института экономики РАН Александра Караваева, нет ничего удивительного в том, что Южной Осетии приходится платить повышением тарифов за создание газовой инфраструктуры, как придется платить и за заправочные станции «Роснефти» удорожанием бензина. Это неизбежно, говорит Александр Караваев:

«Не может быть безвозмездной в полной мере инфраструктура, которую приходится импортировать, причем в любом виде, будь то донорская помощь республике на послевоенное восстановление или просто как помощь региону, который максимально приближен к Российской Федерации. Не может быть безвозмездной, потому что существует абонентская плата. Здесь еще надо учитывать, что отдельно придется платить за подключение газа к дому. Т.е. после того, как дойдет газовая сеть до населенного пункта, от каждого домовладения надо будет платить за подключение. Соответственно, это будет каким-то обременением для жителей. Но опять же я возвращаюсь к тому, с чего начал: это новое качество жизни и за это качество надо платить. Это одно из последствий модернизации: повышаются тарифы, но становится больше услуг».

Цена за подключение дома к газу, о которой упомянул Караваев, – это, наверное, отдельная история, которую руководству республики необходимо взять под особый контроль.

В начале нулевых в Краснодарском крае я видел деревню, в которую провели газ, но подключилась к трубе буквально пара домов. Все из-за того, что цена подключения была около двухсот тысяч рублей. И еще, по сути, цхинвальцы будут из своего кармана оплачивать какую-то часть расходов за газификацию сел. Наверное, и для гражданского самочувствия горожан, и для авторитета властей важно, чтобы эта жертва не оказалась напрасной. А значит, последним необходимо сделать что-то еще для оживления сел.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG