После очередного урагана и ливня, которые обрушились в ночь на вторник на столицу Абхазии, повредив в ней многие здания и сооружения, сухумцы вновь стали обсуждать, кто виноват и что делать.
Внимание общественности привлечено к ряду знаковых сухумских зданий, где несколько лет назад был проведен капитальный ремонт. Здания эти преобразились – и фасадный их вид, и интерьеры, но затем после ряда сильных ливней в прошлом и этом годах будто по очереди в них стали происходить протечки кровли, о чем подробно рассказывали абхазские телеканалы и другие СМИ: в Абхазском госмузее, Музее боевой славы, Абхаздрамтеатре, Национальной библиотеке.
Капитальный ремонт здания Национальной библиотеки Абхазии имени Ивана Папаскира велся с августа 2012 года по сентябрь 2015 года, после чего долго шла расстановка библиотечного фонда. За последние полтора года 331 тысяча книг была очищена и отреставрирована. На четырех этажах библиотеки расположены отраслевые фонды, читальные залы, отделы периодики, абонентский, краеведческих книг, фонды хранения, электронная библиотека.
1 июня этого года я рассказывал на «Эхе Кавказа» о торжественном открытии после долгого перерыва библиотеки, в котором принимал участие президент Абхазии Рауль Хаджимба. Великолепные интерьеры, новое оборудование библиотеки... Но вот в ночь на 23 августа произошли сильнейшие протечки кровли и затопление здания, о чем узнал из телерепортажей.
В ночь на 29 августа произошел восьмой случай, когда крыша библиотеки не справилась с обильными осадками. Книжный фонд на этот раз не пострадал, так как стеллажи с книгами заранее прикрыли специальными тентами. Но сейчас дождевая вода дошла до актового зала на втором этаже и испортила там в некоторых местах потолок.
Я приехал сегодня в Нацбиблиотеку, и ее директор Борис Чолария провел меня по отделам, показал, как библиотекари борются с протечками, в том числе обратил мое внимание на стоящие то тут, то там большие синие пластиковые емкости для сбора воды, не так давно специально закупленные. А затем мы расположились в директорском кабинете, и Борис Чолария стал рассказывать:
«Причина установлена, почему крыша не успевает сбрасывать огромное количество воды. Стоки, которые предусмотрены здесь, их недостаточное количество...»
Не буду углубляться в пояснения директора относительно особенностей этой кровли площадью около тысячи квадратных метров – там слишком много специальных терминов. Но из рассказа следовало, что и проект рассчитан явно не на наши так называемые колхидские дожди, а скорее на какую-нибудь Астраханскую область, и строители во время работы над кровлей сэкономили на материале. Чолария продолжил:
«Мне кажется, это ошибки проектировщиков и «Апсныргылара». В республике есть организации, которые следят за строительством в Абхазии, Управление капитального строительства, есть надзор. Если бы они более ответственно, углубленно отнеслись к этой проблеме, эта череда ошибок, может, была бы прекращена ранее. Потому что когда сдали первые объекты, они ведь тоже начали течь. И везде одна и та же причина. Значит, «Апсныргылара» и УКС должны были разобраться, что же происходит.
– Там вот эти даже, говорят, водосточные трубы надо шире делать.
– Конечно. Узкие. С одной стороны у нас шесть сливов, с другой стороны – тоже шесть сливов. А ширина здания здания – 60 метров, а длина – 90. Понимаете?»
Когда я попросил рассказать о самом сильном, седьмом из восьми, затоплении здания, Борис Чолария сообщил:
«23 августа, когда в ночное время шел ливень, мы пришли рано утром на работу, вся библиотека была здесь... И вот восемь человек начали черпать, толщина воды была 10-12, а то и 15 сантиметров, понимаете? Пострадало 800 наименований книг фонда Национальной библиотеки и фонда Книжной палаты. Четвертый этаж. Какой-то рок преследует».
Я видел многие из этих книг, которые стоят сейчас раскрытые веером на полу и сушатся...
В адрес Министерства культуры и охраны историко-культурного наследия Абхазии и кабинета министров направлено письмо о необходимости срочного ремонта и укрепления кровли здания. Эти работы нужно провести как можно скорее, иначе книжный фонд так и будет подвергаться атакам стихии.
После посещения библиотеки я проехался по городу. Обратил внимание на вырванные с корнем и упавшие кипарисы и пихты возле «Амра-банка», на углу проспекта Аиааира и улицы Конфедератов, напротив вокзала. Некоторые из них были уже распилены. Дорожные рабочие убирали грязь с обочин некоторых трасс...
Многие сухумцы после каждого из таких природно-климатических ЧП обсуждают: что происходит, почему они так участились? Пресловутое глобальное потепление виновато? Или все же главное – в обветшавшей системе ливневых стоков? Что касается крыш, то тут все предельно ясно: возведенные даже сто лет назад с учетом климатических условий сухумские здания успешно выдерживают напор тех же самых ливней.
Сегодня мне кто-то сказал, что и в третьей сухумской школе, где 4 сентября должны начаться занятия после многолетнего капитального ремонта, недавний ливень вызвал протечку кровли. Но когда стал проверять эту информацию, выяснилось, что вода попала внутрь здания из-за незакрытых окон.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия