Accessibility links

Саакашвили и Украина-2


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

Как говорится, зачем нам нужны враги, как не для того, чтобы они помогли нам в критический момент...

Классическая история – Порошенко-Саакашвили... Экс-президент Грузии стал после Майдана одной из самых популярных фигур украинской политики – купался в лучах славы и свете прожекторов местных телекомпаний, куда его звали каждый день и с большим удовольствием.

Однако у нее, то есть у украинской политики, свои, эксклюзивные правила игры, и, как выяснилось, Миша ее критериям не соответствует. Постепенно Саакашвили стал смещаться в маргинальное поле, а его чересчур пламенные и, мягко говоря, эмоциональные выступления привлекали к себе все меньше и меньше внимания.

В общем, все шло в русле, нужном Петру Порошенко, но... Саакашвили должен был молиться на то, чтобы президент Украины сделал какую-нибудь несусветную глупость, и он таки это сделал: отобрал у Миши украинское гражданство и лишил его права на возвращение в страну. В итоге у Саакашвили открылось второе дыхание, и из почти маргинального политика он превратился в главную жертву олигархического режима.

Глупость этого решения в том, что надо было быть совсем уж недалеким в политике человеком, чтобы представить себе Саакашвили, сдавшимся после лишения его гражданства.

Я сам являюсь сторонником того, чтобы Миша ушел из политики, так как считаю, что в Грузии он свои возможности исчерпал, а в Украине для массы народонаселения и политической элиты он, как ни крути, все равно чужак. Однако даже я отдаю себе отчет в том, что Саакашвили не остановится, поскольку такова его натура.

Было бы неправильно оценивать Мишу с обывательской точки зрения. С такого угла вся его деятельность в Украине – это бессмысленная потеря времени, а его нынешний блицкриг – чистейшей воды безумие. С обывательской точки зрения Миша – просто обычный псих, амбициозный и несдержанный.

Но у политики есть свои законы, и очень часто они – прямая противоположность обычным, человеческим понятиям. В политике очень часто хорошо то, что плохо в реальной жизни.

В обычной жизни человек, который часто меняет взгляды, меняет друзей и обещает больше, чем может, – болтун и ненадежный человек, а в политике – он успешный деятель, который всегда на волне. В обычной жизни не в меру амбициозный, властный и обожающий самого себя эгоист – резко негативный персонаж, которого не любят соседи и побаиваются сотрудники, а в политике именно такие достигают вершин.

В политике не существует ничего ни хорошего, ни плохого априори, все хорошо или плохо в зависимости от обстоятельств.

События на украинско-польской границе наглядно показали – возможно, с обывательской точки зрения Саакашвили действительно «псих», но с точки зрения политики – он отчаянный, харизматичный и крайне решительный политик-экстремал.

Обратите внимание на то, как он выглядел во время, в общем, довольно сложной ситуации на границе – ни малейшего напряжения, никакого страха. Его лицо источало радость и приток адреналина... Он был в своей стихии, как рыба в воде.

Для Саакашвили мирная рутина – смерти подобна. Если завтра он все-таки уйдет из политики и будет читать лекции в университетах, он будет самым несчастным человеком на свете. Борьба на грани фола, постоянный приток неиссякаемой энергии и стремление плыть против течения – вот это и есть экс-президент Грузии.

Я и сам неоднократно говорил, что ему пора уходить из политики, но при этом никогда не верил, что это реально случится. Миша – в университетской аудитории, среди чинных профессоров в клетчатых пиджаках с короткими бородками и в очках с толстой оправой... Он не выдержит и месяца и лопнет от притока собственной неуправляемой энергии.

В каком-то смысле приключения на польско-украинской границе хорошо объясняют фиаско его последних лет в Грузии. Мало кто даже среди более или менее разумных противников Саакашвили отрицает достижения первых 4-5 лет его президентства, и, наоборот, мало кто среди его сторонников отрицает, что последние 2-3 года его президентства были неудачными.

А все дело в том, что первые пять лет Мише приходилось воевать, ломать общество через колено, до хрипоты дискутировать и ежедневно бороться за выживание. Именно в те годы, когда ему приходилось отражать яростные наскоки оппозиции, когда в какие-то моменты казалось, что он не удержится, Миша был адекватен и рационален как никогда.

Я знаю, когда случился перелом. Могу даже назвать дату. 30 мая 2010 года. День, после которого все пошло не так. День, когда на муниципальных выборах оппозиция, разругавшаяся между собой, окончательно умерла, не приходя в сознание.

Именно с того дня президентство Саакашвили перестало быть для него игрой между жизнью и смертью. И в этой ситуации Миша откровенно заскучал, потерял гибкость...

Миша не создан для спокойной жизни. Президентство в условиях, когда все вокруг тихо и спокойно, – не для него.

Попытки обвинить Саакашвили в коррупции и воровстве выглядят смешными вообще и вдвойне смешными от украинских политиков, каждый из которых ворует столько, сколько Миша в глаза не видел. Надо абсолютно не знать Саакашвили, чтобы не понимать: его совершенно не интересуют деньги. Его страсть – это власть как таковая и место в истории. Можно его ругать за это, но большинство политиков в мире, которые чего-то достигли, как раз такими и были – ненасытными, эгоистичными и амбициозными...

Если вам такие черты характера не нравятся – то вам нечего делать в политике.

Что касается конкретно по нынешней ситуации. Обе стороны крайне ограничены в своих действиях, и выбор у них небольшой. Порошенко просто-таки обязан показать, кто в доме хозяин. Нынешнему украинскому государству брошен вызов, и каждый день, пока Саакашвили на свободе, будет показателем, что Порошенко не контролирует ничего, кроме пары улиц в Киеве...

Не слишком богат арсенал возможностей и у Миши. Да, сейчас он на коне, он унизил своего противника и триумфально вернулся в Украину. Но все имеет свои сроки. Медийный эффект от этого, безусловно, сильного шага, не будет вечным. Если Саакашвили не предпримет что-нибудь, пока горячо, то со временем он снова превратится в политика, который может сделать впечатляющий первый шаг, а вот со вторым – проблемы...

Лично мое мнение: быстрого решения не будет ни с одной стороны – и Порошенко, и Саакашвили будут медлить, тем самым теряя бесценное время и еще более бесценные проценты в рейтингах.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG