Accessibility links

«Резервный» план Минобороны


По словам главы Минобороны, будет произведена полная систематизация потенциальных резервистов
По словам главы Минобороны, будет произведена полная систематизация потенциальных резервистов

Грузинская армия с будущего года перейдет на новую систему военного резерва. Реформа запланирована в рамках стратегии, которую Министерство обороны намерено осуществить в процессе приведения вооруженных сил в соответствие со стандартами НАТО.

В новом году у грузинской армии появятся американские «Джавелины» и своя собственная, но полностью переработанная система военного резерва. Хорошими новостями поделился министр обороны Грузии. По словам Левана Изория, новая концепция работы с резервистами готова и подразумевает два важных компонента:

«Один из них, так называемый активный резерв, объединит бывших военнослужащих как из числа прошедших службу по призыву, так и контрактников и ветеранов. Активный резерв будет добровольным и оплачиваемым. Члены этого резерва будут обязаны проходить военную подготовку в течение 45 дней в году. Второй – «мобилизационный компонент» – предполагает более широкое вовлечение общества. У Министерства обороны будет электронная система управления, в которой будет вестись учет всех граждан, которые потенциально могут быть готовы к мобилизации».

«Резервный» план Минобороны
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:06 0:00
Скачать

При этом Изория обещает: будет произведена полная систематизация потенциальных резервистов, и при необходимости они будут мобилизованы организованно и в кратчайшие сроки.

Если верить министру обороны, концепция системы резерва была подготовлена в результате «очень тесного сотрудничества» со всеми заинтересованными сторонами, в том числе парламентом, президентом и неправительственным сектором. Но военный эксперт Вахтанг Маисая уточняет: проект был подготовлен еще во времена прежнего главы военного ведомства Тины Хидашели. При Леване Изория же к специалистам по этим вопросам из Минобороны не обращались:

«Тогда было несколько встреч с экспертным сообществом, специалистами в этой области. И мы проработали этот документ. После этого таких встреч я не припомню. Мне сейчас трудно сказать, на чем основывался наш министр, когда говорил об этом. Может быть, он подразумевал, что такие встречи были во время его предшественницы».

То, что систему военного резерва необходимо кардинально менять, стало ясно после войны августа 2008 года – необученные граждане оказались абсолютно непригодны к ведению боевых действий и защите стратегически важных объектов. Было принято решение отказаться от обязательной резервной службы. Однако оккупированные территории и новые угрозы побудили Генеральный штаб начать работу над созданием новой системы мобилизации резервистов.

По словам военного эксперта Вахтанга Маисая, концепция под общим названием «Территориальная оборона», которую начали разрабатывать еще при предшественнице Изория, предполагала разделение резервной службы на три категории, в зависимости от профессиональных навыков граждан. В «армейский» или «активный» резерв должны были войти граждане, уже прошедшие обязательную или контрактную службу, – именно они должны были составить основной резерв вооруженных сил. «Территориальный резерв» должен был состоять из граждан, не проходивших военную подготовку, в их обязанности входила охрана стратегически важных объектов, а в случае техногенных катастроф, устранение их последствий. «Профессиональный» же резерв должны были укомплектовать специалистами, обладающими «особыми навыками». Говорит главный редактор журнала «Арсенали» Ираклий Аладашвили:

«Есть гражданские профессии, которые могут понадобиться армии во время обороны государства. Их (представителей этих профессий) тоже будут призывать».

При этом Аладашвили уточняет, какие профессии будут в приоритете:

«Кибервойна – это же, к сожалению, реальность. В 2008 году на нас не только же танки наступали из России. Кибератаки тоже были. Так что тех людей, которые хорошо разбираются в кибербезопасности, конечно, тоже будут использовать».

Что же касается суммы, в которую стране обойдется новая система резерва, Ираклий Аладашвили затрудняется назвать конкретные цифры. По словам специалиста, об этом можно будет говорить после того, как Минобороны примет окончательный вариант концепции. Произойдет это, по уверению Левана Изория, уже в новом 2018 году. Впрочем, эксперт Вахтанг Маисая сомневается в искренности министра в этом вопросе:

«Концепция требует еще очень серьезных доработок. То есть это сырой материал, и сколько еще потребуется дорабатывать, – это отдельный вопрос. Потому что надо еще создать соответствующую законодательную базу и т.д. и т.п. Это долгоиграющая песня Левана Изория. Так что я считаю, что Министерство обороны вряд ли сейчас пойдет на такие действия в том контексте, когда бюджет военного ведомства урезан в таком солидном объеме».

По мнению Маисая, заявления министра обороны были игрой на публику, которая в контексте одобрения американским Конгрессом поставок в Грузию ПТРК «Джавелин» показалась довольно правдоподобной. В реальности же создание подобной системы военного резерва довольно отдаленная перспектива.

XS
SM
MD
LG