Accessibility links

Таможня берет на глазок


Только сейчас люди оценили пограничников за то, что они были добрее, внимательнее – всегда шли на уступки там, где это возможно
Только сейчас люди оценили пограничников за то, что они были добрее, внимательнее – всегда шли на уступки там, где это возможно

С нового года на пункте упрощенного пересечения границы в Ленингорском районе открылся таможенный пункт. И если раньше контроль за перевозимыми грузами и ручной кладью осуществляли пограничники, то теперь эти функции переданы таможенникам.

Все познается в сравнении. Теперь, говорит гражданская активистка из Ленингора Тамара Меаракишвили, времена, когда на пропускном пункте «Раздахан» распоряжались пограничники, жители района вспоминают как счастливую пору.

Сама Тамара находится под следствием, которое против нее организовали власти в ответ на ее критические замечания. Прокуратура отобрала у нее документы, поэтому на пропускном пункте ей делать нечего. Но зато она часто бывает в магазинах, на рынке, где ей жалуются торговцы и овощники на новые порядки, которые установились на пропускном пункте с приходом таможенников. Говорит Тамара Меаракишвили:

Таможня берет на глазок
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:42 0:00
Скачать

«Как открылся таможенный пункт, вообще исчезло такое понятие, как «ручная кладь». Сейчас неважно, весит сумка больше 50 килограмм или меньше, – налогами облагается все.

– Я напоминаю слушателям, что, согласно постановлению правительства Южной Осетии, ручная кладь весом до 50 кг не облагается пошлиной. Тамара, что говорят таможенники, на основании чего они берут деньги?

– Некоторые люди пытаются возмущаться, но им говорят: мы знаем, что у вас есть собственный магазин, и, скорее всего, эти вещи вы купили не для себя, а для продажи. Наверное, у них есть свои осведомители в поселке... Проблема в том, что они считают их доносы достаточным основанием, чтобы с человека взять деньги. Это такое таможенное обложение не по закону, а по каким-то понятиям. Когда проверяли пограничники, там порядка было больше. Сейчас деньги берут, чеки не дают – непонятно, что происходит

– Сколько приблизительно берут. Просто для примера, допустим, сколько взяли у кого-нибудь из ваших знакомых?

– У одной женщины было две сумки с мужским и женским бельем. С нее 1500 рублей взяли, при этом обе сумки вместе были явно меньше 50 килограмм».

Только сейчас вдруг люди оценили пограничников за то, что они не цеплялись к женщинам с ручной кладью, не лазили по сумкам, не придирались к каждой паре купленных в Тбилиси трусов. Пограничники вообще были добрее, внимательнее – они всегда шли на уступки там, где это возможно.

Весной 2017 года они в неформальном порядке сняли требования к овощникам оформлять ввозимые товары как ручную кладь на подставных пассажиров.

В самом деле – глупое требование, если учесть что вся республика круглый год питается грузинскими зеленью, овощами и фруктами. Это формальность, из-за которой на границе постоянно возникали многочасовые очереди, пробки, потому что отнимала кучу времени процедура, когда подставные пассажиры с паспортами подходили к посту, их на глазок сверяли с количеством товара, загруженного в маршрутку.

Не требуют пассажиров и теперь, просто такса за проезд выросла в разы. Теперь, по уверениям перевозчиков, за провоз самой маленькой маршрутки, минивена Mitsubishi Delica, груженного овощами, надо заплатить 2500 рублей. Как мне сообщил один из овощников, никаких документов об уплате таможенных ему на посту не дали. Более того, если нет рублей, можно заплатить в лари по курсу. Иными словами, все это не очень похоже на официальные сборы.

Хорошо если бы на этом сборы заканчивались, но, увы, пока неясно, как сложится у перевозчиков с остальными заинтересованными сторонами и их неформальными поборами.

После смерти Марека Дудаева (он был недавно застрелен в родовом селе Арцеу) пока неясно, сохранится ли в Ленингорском районе рэкет местных овощников и торговцев. Будет ли новая власть покровительствовать криминалу так же, как и прежняя, и будет ли новое милицейское начальство района гнуть перед бандитами холку, как прежнее начальство?

Я слышал, что при Леониде Тибилове, или точнее при Мареке Дудаеве, овощники платили рэкетирам до 25 тысяч рублей в месяц. Плюс периодические рейды правоохранителей, которым тоже надо оказать уважение... Вот как будет теперь с этой надстройкой над местным базисом? Наверное, ситуация скоро прояснится, потому что на днях начинается сезон импорта замороженной зелени, и все интересанты активизируются.

По словам овощников, таможенники обещают, что скоро пункт пропуска будет оборудован весами, их якобы уже везут. Кроме того, скоро обещают установить на таможенном посту еще и фитосанитарный контроль. Эту новость овощники восприняли как предупреждение о предстоящих дополнительных расходах. Впрочем, платить за них в конечном счете придется югоосетинскому потребителю.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG