Accessibility links

Нет триптиха – нет корочки!


Для Анатолия Бибилова стало неприятным открытием, что вопрос об объединении с РПЦ фактически снят с повестки дня
Для Анатолия Бибилова стало неприятным открытием, что вопрос об объединении с РПЦ фактически снят с повестки дня

Президент Южной Осетии сегодня впервые прокомментировал изъятие югоосетинского паспорта у управляющего Аланской епархией епископа Амвросия. В частности, он заявил, что у священнослужителя была просто корочка и он не был гражданином республики. Не стал Бибилов скрывать своего отношения к другим клирикам Аланской епархии. Так совпало, что сегодня же благочинный церквей Южной Осетии Аланской епархии отец Иаков поговорил с «Эхом Кавказа» о последних нападках со стороны властей, в том числе и тех упреках, которые повторил сегодня президент Бибилов.

В отношении епископа Амвросия Мефонского не было предпринято никаких незаконных действий, заявил сегодня Анатолий Бибилов на пресс-конференции, посвященной первому году его президентства:

«Ничего незаконного по отношению к отцу Амвросию сделано не было. Паспорт ему выдан был в 2006 году для того, чтобы, как он сам заверял, мог вернуть Оконский триптих в Южную Осетию. Это была договоренность. Триптих не вернули? Он сейчас в Грузии? Значит, договоренность не выполнена».

Нет триптиха – нет корочки!
please wait

No media source currently available

0:00 0:07:20 0:00
Скачать

Нечто подобное накануне говорил и спикер югоосетинского парламента Петр Гассиев. Получается, что ни президент, ни председатель законодательного собрания не понимают, что выдача паспорта означает принятие в гражданство, которое нельзя отменить просто так, силой забрав у человека паспорт. Они не знают, что подобные решения может принять только суд, и то на основании доказательств, что паспорт был приобретен незаконно, при помощи подложных документов. Оказывается, в Южной Осетии можно просто отобрать и сказать, что все правильно. Только ли паспорт?

Мне удалось сегодня связаться с отцом Иаковом еще до пресс-конференции президента. Он сказал, что прочитал все критические публикации последних дней в республиканской прессе, посвященные Аланской епархии, и, по его мнению, налицо типичная подтасовка фактов:

«Нас хотят втянуть в какую-то внутриреспубликанскую перепалку, которая предполагает какие-то взаимные обвинения, крики, истерику. Мы понимаем, что это не просто бесперспективно, в этом заключается один из приемов дискредитации Аланской епархии и дальнейшей эскалации давления на нас. Мы решили поступить абсолютно в рамках Конституции. Вчера мы официально во второй раз обратились в парламент республики с просьбой создать комиссию по выработке церковной политики нашего государства в связи с новыми реалиями, новой обстановкой и в рамках Конституции Южной Осетии.

– Как вы себе представляете работу этой комиссии?

– Мы просим создать парламент как бы жюри. Это практика цивилизованного мира. И пусть это жюри рассмотрит аргументы всех сторон и придет к какому-то выводу. Мы думаем, туда должны быть приглашены и представители аппарата президента и силовых структур, общественности, Московской патриархии».

Анатолий Бибилов, комментируя сегодня ситуацию вокруг Аланской епархии, отметил, что для него стало неприятным открытием, когда выяснилось, что вопрос об объединении с РПЦ фактически снят с повестки дня. По его словам, когда в этом вопросе начали разбираться, то подняли все документы, договоры, среди которых есть и соглашение с государством:

«Между церковью и государством есть договор, где написано, что церковь будет делать все, чтобы государство налаживало отношения с теми, с кем считает нужным. Это обязательство нарушено. Если мы переходим на правоотношения, то нужно сделать так, чтобы и церковь, и государство жили по тому соглашению. Если мы не находим общий язык, то должны этот договор расторгнуть».

Президент явно рассуждает как человек светский о подведомственной правительству организации. Отец Иаков отмечает, почему невозможно выполнить пожелание президента Бибилова и перейти в РПЦ. Во-первых, потому что старостильное движение, к которому принадлежит Аланская епархия, не признает переход на новое летоисчисление и не признает Всемирный совет церквей, в который входят РПЦ и ГПЦ. Есть и другие, более доступные пониманию светских властей. Говорит Отец Иаков:

«Переходя в Московскую патриархию, вы должны принять все положения, которых она придерживается. Согласно принятым положениям международного межцерковного канонического права, которых придерживается РПЦ, канонические территории уже обоснованы, отмечены и нарушать их невозможно. Об этом много раз заявляли и патриарх Московский, и председатель Отдела внешних связей митрополит Илларион. То есть Аланская епархия, переходя в состав Московской патриархии, получается, принимает и межцерковное положение о канонических территориях, согласно которым Южная Осетия – это каноническая территория ГПЦ. Как вы думаете, что мне на это скажут ребята, которые воевали, люди, которые пережили все эти годы, интеллигенция? Они мне скажут: «Ты предатель!»

То есть, если даже представить, что нет никаких церковных разногласий, перед тем как Аланская епархия перейдет в состав РПЦ или Московская патриархия должна договориться с ГПЦ о переделе канонических территорий, либо Аланская епархия вместе с РПЦ должна согласиться с тем, что Южная Осетия есть каноническая территория ГПЦ. Что касается упреков в адрес аланской церкви в несговорчивости, конфликтности, то они явно напрасны. Мы никуда не вмешивались, никому не препятствовали, просто жили по своему уставу, говорит отец Иаков:

«Здесь люди живут, ходят в свои храмы, и никто ни с кем не ссорится. У нас нормальные отношения со священником Московской патриархии, мы не позволяем себе каких-то критических высказываний в его адрес и своим прихожанам не разрешаем. Мы и к грузинским клирикам нейтрально относимся, потому что это не наша проблема, а государства. Властям, наоборот, надо это подчеркивать, что у нас такой прогресс: в Южной Осетии, несмотря на тройной конфликт, присутствуют три конфессии и, в принципе, уживаются».

Глава республики сегодня также прокомментировал тот факт, что в Ленингорском районе до сих пор служат священники Грузинской православной церкви, хотя район уже десять лет официально и фактически возвращен под юрисдикцию Южной Осетии.

«Почему в Ленингорский район никто не идет служить? ГПЦ ведет там свою деятельность, а мы, получается, ведем свою только в церкви в Цхинвале. Это работа, которую в Аланской епархии благополучно игнорируют. Если нужна помощь государства, то мы сделаем все, что можем. Я обращаюсь к ним: это ваша каноническая территория, займитесь ею и духовными вопросами, объединяйте людей. Тогда решатся вопросы и с ГПЦ, и с РПЦ, и с Аланской епархией, и с объединением», – заключил Бибилов.

Президент опять все перепутал... Кроме того, не пойдут прихожане ГПЦ, проживающие в Ленингорском районе, в церковь Аланской епархии, они лучше поедут на службу в Грузию.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG