Москва внесла в так называемые «стоп-листы» имена лиц, которым запрещен въезд в Россию, – это политики, депутаты и политологи, сообщило сегодня, 28 апреля, Министерство иностранных дел России. Этот шаг назван в Москве «ответом на принятие Вильнюсом аналога американского «закона Магнитского». В заявлении пресс-службы МИД России содержится предупреждение, что в случае «продолжения провокационной линии Вильнюса» в реестр могут быть внесены новые лица». Фамилии чиновников и их число в заявлении российской стороны не указывается.
Литва 26 марта закрыла въезд в республику 44 гражданам России. МВД Литвы добавило в черный список, принятый в рамках «закона Магнитского», еще 21 российского чиновника и функционера. До настоящего момента в нем значились 70 человек, включая главу Чечни Рамзана Кадырова и руководителя Следственного комитета России Александра Бастрыкина. Официальный Вильнюс подозревает российских деятелей, внесенных в литовский ограничительный список, в нарушениях прав человека, причастности к коррупции и отмывании денег.
Министр внутренних дел Литвы Эймутис Мисюнас с 12 января запретил въезд в страну 49 гражданам России, уличенным в нарушениях прав человека и отмывании денег. Список утвержден на основании «закона Магнитского», вступившего в силу в Литве 1 января. В МВД Литвы заявили, что список составлен после консультаций с иностранными партнерами. «Закон Магнитского» был подписан президентом Литвы Далей Грибаускайте 27 ноября 2017 года. Президент республики заявила, что закон должен способствовать прекращению нарушений прав человека и операциям с «грязными деньгами».
«Закон Магнитского принят в США в декабре 2012 года. Этим актом отменялась поправка Джексона – Вэника и были введены персональные санкции в отношении лиц, ответственных за нарушение прав человека в России. Закон назван именем скончавшегося в российской тюрьме юриста Сергея Магнитского, боровшегося с коррупцией. Термином «закон Магнитского» иногда называются нормативные акты других стран, направленные против отдельных граждан России, подозреваемых в нарушениях прав человека и правовых норм.