Accessibility links

В эфире – война


Кадры того, как брат обнимает тело погибшего брата на фоне горящего дома, снятые грузинском отделением телерадиокомпании «Мир»
Кадры того, как брат обнимает тело погибшего брата на фоне горящего дома, снятые грузинском отделением телерадиокомпании «Мир»

Август 2008 года стал, в том числе, проверкой для журналистов. Ценой правдивого материала могло стать увольнение, Гиги Чихладзе и Александр Климчук заплатили собственной жизнью.

Поздний звонок, раздавшийся 7 августа 2008 года, не стал неожиданностью для Марты Ардашелия. Продюсер телеканала, на котором она тогда работала, еще за несколько дней предупредила сотрудников, что ситуация близ Цхинвали напряженная и они должны быть готовы приступить к работе в любой момент. Так и произошло, на протяжении нескольких дней и ночей Марте и ее коллегам пришлось работать в режиме нон-стоп. Несколько съемочных групп, в составе которых была и Марта, отправились в Гори:

«Мы были очень неопытные, с трудом отличали одно оружие от другого. Поэтому все было очень «скомкано». Но все же приходилось работать. Тогда мы подготовились к включению – одна съемочная группа. Вторая группа решила подняться на крепость, которая находится на возвышенности, – это такая визитная карточка города Гори. И как раз в этот момент над нами пролетел истребитель, сбросил бомбы, ребята смогли снять это. Это был первый авиаудар по Гори».

В эфире – война
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:10 0:00
Скачать

Впоследствии эти видеокадры стали использовать практически все местные и зарубежные СМИ в информационных сюжетах и даже фильмах про войну 2008 года. Марта же впервые в жизни наблюдала авиаудар, она говорит, что не находила в прямом эфире слов для описания увиденного.

Шоком стало для нее известие о гибели ее коллеги и друга Гиги Чихладзе. Тогда он работал редактором телекомпании «Алания», сотрудничал с русскоязычным Newsweek и французским радио RFI. 8 августа Гига, фотокорреспондент Александр Климчук, корреспондент газеты The Messenger Уинстон Фезерли и независимый журналист Темур Кигурадзе отправились в Цхинвали. Лишь последние двое вернулись домой.

Ия Баратели тогда работала редактором на местном телеканале вместе с Гигой Чихладзе. Она вспоминает последний их разговор:

«В какой-то момент, я помню, что просто не отрывала глаз от монитора, подбегает Гига с горящими глазами и говорит, что он должен поехать на войну и сделать репортаж о том, что там происходит. Не знаю, что бы я смогла изменить в этой ситуации, потому что решение его было абсолютно четкое. Он очень хотел сделать правдивый репортаж. Естественно, мы не стали говорить ему: нет, Гига, не езжай. Потому что не мы его туда посылали. Сложно вспоминать это. Не знаю, что бы я могла сделать, наверное, ничего, поскольку останавливать журналиста, который хочет сделать репортаж, невозможно. Особенно такого, как Гига, для которого журналистика была главным делом его жизни. Несколько дней о них не было ничего слышно, кроме того что они попали в какую-то переделку, и лишь спустя несколько дней мы узнали, что их убили. Конечно, это был шок».

Однако коллеги Гиги продолжали работать в круглосуточном режиме. Сложнее всего было бороться с дезинформацией, вспоминает Ия Баратели, приходилось практически ежечасно опровергать ложные новости, подаваемые некоторыми российскими СМИ.

Георгий Чумбуридзе тогда работал в грузинском отделении телерадиокомпании «Мир».

«Мы «перегнали» первые кадры – когда самолет подлетает к Гори и сбрасывает бомбы, в этом же «перегоне» была картинка горящего дома и кадры того, как брат обнимает тело погибшего брата на фоне горящего дома. Эта картинка пошла в эфир (телеканала «Мир») будто из Цхинвали. Тогда случился очень серьезный конфликт между нашим руководством и московской редакцией. Наш директор потребовал объяснений. Ему сказали, что это была ошибка титровальщика. Однако титровальщик стал аккуратно ошибаться в каждом выпуске. И из-за сложившейся ситуации многие сотрудники просто уволились».

Практически у каждого, кто освещал события августа 2008 года, есть что рассказать о тех днях. Но не все готовы делиться воспоминаниями.

XS
SM
MD
LG