Accessibility links

Коротко о главном


Мурат Гукемухов
Мурат Гукемухов

К годовщине августовской войны экс-президент Южной Осетии Эдуард Кокойты дал развернутое интервью РИА Новости, в котором вспомнил о событиях десятилетней давности, рассказал о политической обстановке в республике и не исключил, что включится в борьбу за президентский пост.

Памятная дата как возможность для политика решить главную задачу – напомнить о себе. Это нормально, и это надо понимать, чтобы не возникало вредных иллюзий и заблуждений. Так же, например, в случае с официальным Цхинвалом. Все эти дни про войну рассказывал сам президент. Это не значит, что всем остальным нечего вспомнить или им безразлично. Это значит его львиное право конвертировать историю в пиар и политический капитал.

Вернемся к интервью Кокойты. В этом действии есть несколько обязательных пунктов, которые ему, как политику с планами на будущее, нужно было соблюсти, и он их исполнил. Интерпретация исторических событий, в которой интервьюируемый со свойственной ему скромностью отводит себе одно из центральных мест – по правую сторону от «старшего брата». При этом обязательно следование идеологическим установкам Кремля. Это такой обязательный сигнал Москве – «я свой». Далее – проявление озабоченности по поводу внутренней ситуации в республике, которая усугубляется внешними враждебными факторами. Все это также идеологически безупречно. И, наконец, заявление о том, что ситуацию нужно выправлять, а выправлять некому в силу дефицита адекватных кадров, поэтому придется самому…

Коротко о главном
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:19 0:00
Скачать

– Вы планируете бороться за президентское кресло? – как бы неожиданно спрашивает корреспондент РИА Новости.

– Для меня должность не самоцель. Я буду бороться за будущее и стабильность Южной Осетии, – отвечает Эдуард Кокойты.

– А в парламентских выборах в следующем году? – не унимается интервьюер.

На это Эдуард Джабеевич отвечает:

«Я буду принимать самое активное участие и в парламентских выборах и в дальнейшей политической жизни Южной Осетии. Я хочу просто послать сигналы некоторым людям, которые (в ходе выборов в Южной Осетии. – прим. ред.) в 2017 году лишили народ Южной Осетии возможности свободного выбора. Во время предстоящих парламентских выборов пусть они хорошо подумают, прежде чем выносить какие-то законы, нарушающие Конституцию. Хватит опять мудрить и чинить препятствия свободному волеизъявлению избирателей, рассчитывая на ангажированные и незаконные действия подконтрольных им судебных и правоохранительных органов. Думаю, для этих людей это все может обернуться плачевно».

Это не первое заявление о необходимости отмены ценза оседлости. Аналогичную позицию недавно выразил и югоосетинский бизнесмен Альберт Джуссоев. Поэтому оговорюсь сразу: разговор не об Эдуарде Джабеевиче, а о ситуации с цензом и перспективах добиться его отмены.

Звучали подобные требования и в бытность президентства самого Кокойты, причем в такой же угрожающей тональности. Например, в 2011 году, когда он не допустил к выборам Альберта Джуссоева и Дзамболата Тедеева из-за несоответствия требованиям ценза оседлости. В 2011 году Кокойты не уступил. Тогда почему он решил, что теперь уступит Бибилов? Кстати, как вам такой исторический факт: за всю постсоветскую историю Южной Осетии ни разу не было случая, чтобы по требованию оппозиции власти вносили изменения в Конституцию или меняли правила игры. И ни разу отказ властей не «обернулся плачевно». Вы скажете, а как же ноябрь 2011 года? Во-первых, это про другое, а во-вторых, это тоже ни к чему не привело. Это я про то, что у диаспоры нет никаких реальных механизмов, чтобы отменить ценз оседлости. Парламент, суд, силовые структуры – все под контролем президента.

Быть может, Москва намерена отменить ценз? Как говорят осведомленные эксперты: ничего подобного. После кризиса 2011 года Москва приспособилась контролировать ситуацию в рамках уже существующих правил. Что-то менять, с риском получить новые проблемы, никто не станет. Тем более, как мне объяснили, с точки зрения курирующих структур, разница между потенциальными кандидатами несущественна. Во всяком случае, не настолько, чтобы ради одного из них ломать ситуацию в республике через колено.

Поэтому, на заявления вроде «для этих людей это все может обернуться плачевно», единственное, что приходит на ум, – революция. Дескать, верхи не могут, низы не хотят… Но если так, то подобные заявления предполагают осведомленность о настроениях в обществе. А настроения в обществе неизвестны, и нет никаких инструментов, позволяющих их замерить. Соответственно, нет и возможности отслеживать, как оно меняется, чем люди недовольны, и, в зависимости от общественного мнения, корректировать курс. Настроения в обществе традиционно замеряют российские социологи в штатском за месяц-полтора до дня голосования, когда уже для всех поздно что-то менять и корректировать. Возможно, именно поэтому в республике, на зависть россиянам, так часто меняется власть. Очевидно, единственное, что остается, – это поддержать тех, кто соответствует цензу оседлости в республике. Выбрать кого-то из тех, чью партию еще не прикрыли, и поддержать. А там, глядишь, они победят на парламентских выборах и отменят ценз.

Но и здесь все непросто. Поддержка на условиях «ты мне – я тебе» тоже не работает. Ни разу не сработала. Братья Тедеевы в свое время провели на пост президента Эдуарда Кокойты и в итоге ничего от этого проекта не получили, кроме противника в лице президента. Широкая коалиция, которая поддержала Леонида Тибилова, поначалу получила министерские портфели. Но через год портфели отобрали, коалицию распустили, мол, хорошего понемногу. Быть может, лучше изменить условия поддержки: «мы тебе, ты всем»? Т.е. поддержка на условиях реформ, системных преобразований, а не унизительных обязательств перед спонсором. Обязательства быть личностью, а не марионеткой. Но для этого нужно найти идейного товарища, а чтобы его найти, нужно самому быть таким же.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG