Грузинское правительство выделяет все больше денег на среднее школьное образование, не заботясь о том, улучшается ли при этом качество образования. К такому выводу пришли аналитики грузинского филиала Transparency International, изучив бюджетные расходы в этой сфере за последние шесть лет. Замечание специалистов привлекло внимание общественности, а злободневность его усилилась на фоне кадровых изменений в Министерстве образования и начала учебного года, который в Грузии начинается с 17 сентября.
Родителям первоклашек публичных школ Грузии не приходится думать о приобретении учебников и даже персонального компьютера (лептоп). Все это детей будет ожидать на партах в школе в подарок от государства. Ранец, канцелярские предметы и одежда, в зависимости от достатка родителей, обходится примерно в 300 лари (чуть более 100 долларов), а то и больше. И несмотря на то, что их дети учатся в так называемой бесплатной школе, каждый родитель знает, что без репетиторов никак не обойтись. И что сани готовить, то есть деньги на это копить, лучше с первого класса. Услуга репетитора для старшеклассников-абитуриентов обходится по одному предмету в среднем от 500 до 1000 долларов, а вступительных экзаменов немало – 4-5. И это один из главных индикаторов плачевной ситуации, отметила глава грузинского филиала Transparency International Эка Гигаури.
«То, что любой родитель стоит перед этим вызовом, указывает на то, что средние школы не дают должного образования, необходимого для самостоятельного поступления в вуз. И все это происходит в то время, когда из госбюджета на эту сферу тратится немало денег, более того, финансирование на протяжении последних лет даже увеличивается», – сообщила Гигаури на презентации нового исследования ее организации.
Свое главное заключение авторы доклада вынесли в заголовок: «За низкое качество образования платим все больше».
А в цифрах с 2011 по 2018 год это выглядит так: семь лет назад для системы среднего образования из бюджета было выделено 357 миллионов лари, в 2018-м – 678 миллионов лари. И при этом, согласно оценкам международных организаций, грузинские ученики по уровню образования занимают самые последние места в рейтинге 72 стран.
Это недопустимо, отмечает автор доклада Бесо Намчавадзе, старший аналитик Transparency International:
«Проблемой номер один является качество школьного образования. Бюджетные средства, которые и так скудны в нашей стране, должны быть потрачены целенаправленно и эффективно. На плачевное состояние указывают и низкие показатели на выпускных, а потом и на вступительных экзаменах. В публичных школах Грузии работает 65 тысяч педагогов, и к концу 2017 года из них только девять имели высшую категорию – статус ментора, и только 257 – категорию «ведущий преподаватель». С каждым годом увеличивается число учителей-пенсионеров, что указывает на закрытость и непривлекательность системы».
Специалисты с нетерпением ждут новых назначений в Министерстве образования, а также новой реформы школьного образования. Новый министр Михаил Батиашвили пообещал, что это произойдет уже в сентябре.
Специалист по вопросам образования Натия Горгадзе отмечает, что за эти годы власти к вопросу подходили бессистемно, а некоторые введенные новшества даже отодвигали назад процесс улучшения качества школьного образования:
«Вместо того чтобы усовершенствовать оценочную систему экзаменов на получение аттестата (выпускных экзаменов в 11-12 классах), которые служили своеобразным индикатором успешности ученика и школы, эту систему вообще отменили. Теперь старшеклассник на тестировании не знает, сколько баллов он получил, ему просто сообщают, преодолел он минимальный порог или нет. Или возьмем учителей. Мы отказались от обязательного повышения квалификации педагогов, оставив на их усмотрение сдачу экзаменов для получения высшей категории. Мы отказались от освобождения неквалифицированных педагогов, дав им право чуть ли не пожизненно работать в школе».
Примечательно, что для многих педагогов не стало мотивацией то, что за получение звания педагога высшей категории у них удваивается зарплата. Средняя зарплата учителя за последние семь лет выросла с 300 лари до 500 и более.
В свою очередь педагоги публичных школ в беседах не под запись отмечают, что частая смена министров, а также желание властей внедрить политический контроль в средних учебных заведениях мешают им сосредоточиться на усовершенствовании профессиональных навыков.
Правозащитные НПО неоднократно критиковали грузинские власти за то, что те не предоставляют публичным школам реальную автономию, а в предвыборный период требуют от педагогов, как и от других сотрудников госучреждений, лояльности к правящей политической силе.