Accessibility links

Свадебный президент


Давид Каландия
Давид Каландия

«Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...»

(А.С. Пушкин «Бесы»)

Если я начну сейчас писать про звезды, межпланетные сообщения и прочую астрономическую лабуду, меня не поймут и обвинят в аполитичности. Не время сейчас мечтать о звездах и далеких Тау Китах, так как сейчас надо говорить на горячую тему недели, про начавшуюся президентскую гонку с препятствиями. Да, да, менее чем через полтора месяца у нас будут выборы! Вроде бы недавно они были, ну, кажется, только вчера мы кого-то и что-то выбирали, а сегодня они опять созрели, как фурункул, и снова город будет обклеиваться мордастыми плакатами с разными номерами, и снова мы займемся привычным выборным делом. Великий Галактион сказал: «Мой жизненный путь – это сон и далекая небесная лазурь» (корявый перевод – мой). Перефразируя его слова, могу сказать, что сегодня наш жизненный путь – это выборы и емкость с прорезью для бюллетеней.

Участвовать в президентских выборах 2018 года выразило желание 46 человек. Из них 40 – это представители прекрасного слабого мужского пола и шесть сильных женщин. Для сравнения: в 2013 году в подобной заварушке участвовало 23 человека, так что при наличии отсутствия имеется рост. Наверно, через пять лет желающих соберется около 100 душ, а может и больше. Хотя говорят, что следующие выборы пройдут по другому сценарию, уже будет не всенародный поход к избирательным участкам, а какая-то хитрая система, когда в парламентском междусобойчике избирается глава государства и народу потом представляют уже готового лидера и главнокомандующего. И народ покорно присягает новому президенту и желает ему процветания и большого счастья в личной жизни.

Я долго сидел у потухшего камина и думал: а почему такое большое количество кандидатов в этом году? Почему в президенты тянутся люди, которых не то что широкая публика, но даже ближайшие их соседи не знают в лицо. В длинном списке большинство фамилий не говорят никому ни о чем. По-моему, даже самим кандидатам их фамилии ничего не говорят, однако же это не мешает им высказывать желание порулить страной. Насколько же должен человек быть уверенным в себе, чтобы пытаться взвалить подобную ответственность, стать первым лицом государства. В многомиллионных США претендентов в президенты обычно бывает два основных – ставленники от республиканской и демократической партий – и еще штук семь-десять от разных партеек, которые особого не влияют на выборы. Хотя тут я могу ошибаться, я не эксперт по американским выборам, так что не взыщите. В смутной России в этом году в президентских выборах участвовали восемь кандидатов, семь из которых участвовали по велению и хотению восьмого, дабы Запад в который раз не ахнул. Запад все равно ахнул, хотя сейчас не про это.

Сижу я у потухшего камина и думаю, зачем людям позориться, зачем идти в кандидаты, когда на 100% знаешь, что с треском проиграешь, наберешь каких-то жалких 0,01 процента и то – по доброте душевной родственников и знакомых? Ну, понятно, если ты политическая фигура, тебе необходимо светиться всегда и во всем, чтобы народ не забывал о твоем бытии, и спонсоры тоже видели, что ты стараешься, пыхтишь, потеешь, и продолжали свои финансовые вливания в твою суть. Такими бессменными кандидатами, которые каждые выборы появляются в списках, являются непотопляемый лейборист Шалва Нателашвили, традиционалист Акакий Асатиани, бывший республиканец Давид Усупашвили, «европейский грузин» Давид Бакрадзе, «свободный грузин» Каха Кукава и теперь примкнувшая к ним независимая (?) Саломе Зурабишвили. Это все политики, которых мы так или иначе знаем, не любим, но уже как-то свыклись с их существованием, как к некрасивому, но непременному декору нашего быта. Но остальные... иногда мне кажется, что остальные фамилии – это просто мертвые души, которых растревожили, чтобы живым не было бы скучно.

«Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?»

(А.С. Пушкин «Бесы»)

Но потом меня осенило! Я понял, почему все, кому не лень, лезут в президенты! Дело в том, что по нынешним конституционным понятиям президент Грузии – это как министр без портфеля: название есть, а портфеля с делами нет. Ну, я об этом уже не раз говорил. Функций никаких, зато зарплата солидная, пенсия тоже потом будет неплохая, машина обслуживает, есть суетливая секретарша, военизированная охрана (правда, непонятно для чего), потом иногда президента показывают по телевизору, где он может передавать приветы соседям и друзьям, в магазине могут обслужить без очереди, иногда на улице кто-то узнает и просит сделать с ним селфи, ну, вроде бы при делах при нулевой ответственности. Чем плохо? Очень даже ничем. К тому же ситуация в стране сейчас непонятная, правящая партия официально своего кандидата не выставила, так что авось под шумок можно и голоса набрать, и, видимо, сработала мысль «А вдруг?», и потому в кандидаты пошли все, кому было не лень двигаться.

Есть такое понятие – «свадебный генерал», это подставное лицо, приглашенное лишь для представительства, обладающее мнимым авторитетом и не играющее никакой роли в каком-либо деле. С легкой руки Антона Павловича Чехова, который вывел данный персонаж в своем веселом водевиле «Свадьба», это понятие пошло гулять по полям и весям. А я предложил бы свою интерпретацию и сказал бы «свадебный президент».

Да, президентская должность в Грузии сегодня может быть использована по этому назначению, его (президента) могут для представительства приглашать на свадьбы, крестины, тезоименитства, может даже на погребальные шествия, чтобы президент шел впереди и нес портрет усопшего, иногда для блезиру его можно брать на переговоры между средним и мелким бизнесом или криминалом... Да, услуги обязательно должны быть платными, чтобы президент сам оплачивал свое существование и не висел бы бесполезным ярмом на шее трудового народа. По-моему, идея не плохая, да?

Ну, у меня еще много неплохих идей, так что обращайтесь, всегда буду рад поделиться. Кстати, хочу добавить существенную деталь: Центральная избирательная комиссия на президентские выборы 2018 года собирается потратить 39 136 784 лари! Не хило, правда? И это опять-таки при том, что результат заранее известен.

Что?! Вам результат не известен заранее?! Тогда после небольшой паузы я вам скажу, что президентом Грузии в октябре 2018 года выберут госпожу Саломе Зурабишвили. А почему? А потому что правящая партия на днях раскрыла секрет Полишинеля, когда объявила, что будет на выборах поддерживать независимого кандидата. Вот такая у нас игра в демократию.

И вот сижу я у потухшего камина и думаю: и чего это я не пошел баллотироваться в президенты? А вдруг непредсказуемой госпоже Саломе в последний момент расхочется избираться и выбрали бы меня, а? Ну чем я не президент?

«Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...»

(А.С. Пушкин «Бесы»)

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

XS
SM
MD
LG