Accessibility links

Мать Виталия Сафарова: «Мы объединимся, чтобы защитить другие семьи»


Марина Аланакян и Агит Мирзоев на первой встрече инициативной группы
Марина Аланакян и Агит Мирзоев на первой встрече инициативной группы

Убийство 25-летнего грузинского правозащитника Виталия Сафарова сподвигло его коллег на создание Антинацистской коалиции Грузии. «Пока общество молчит, неонацистские и другие ультрарадикальные группы с каждым днем становятся сильнее и расширяют свои ряды», – сказано в пресс-релизе гражданского объединения, которое призывает общественность начать активную дискуссию на эту тему. Сегодня в Тбилиси состоялась первая встреча инициативной группы.

Мать Виталия Сафарова – Марина Аланакян говорит, что никогда не волновалась, когда сына не было дома. Тбилиси – город, в котором Виталий вырос, в котором он с легкостью заводил новые знакомства и непринужденно общался со всеми, кого встречал, в том числе с самыми разными людьми. Ему нравилась именно их непохожесть друг на друга, говорит Марина. По крайней мере, именно так сам Виталий объяснял ей, почему так любил ходить в городские бары: там можно было встретить людей из разных стран мира, говорящих на разных языках, с разными предпочтениями, историями, мечтами и стремлениями.

Скачать

Следствию еще предстоит установить, что именно произошло на рассвете 30 сентября в баре на улице Дюма и как события развивались дальше, за его пределами. Однако, как говорит Марина Аланакян, изначально конфликт завязался между двумя посетителями бара и тремя молодыми людьми, которых в округе хорошо знали: они открыто называли себя неонацистами и часто проявляли агрессию по отношению к иностранцам. В тот день их недовольство среди прочего вызвала русская речь, говорит Марина, ссылаясь на очевидцев. Виталий вмешался. Но люди, за которых он вступился, отошли в сторону, а те, кто называли себя неонацистами, увели его за угол и убили, говорит Марина.

«Они просто зверски его убили... Он был один. Он 20 минут этих сволочей троих удерживал разговором. Вы представляете, 20 минут один, и рядом никого не было! А если мы объединимся, чтобы этих нелюдей остановить, то таких случаев больше не будет ни в одной семье», – сказала Марина Аланакян сегодня в ходе первой встречи инициативной группы.

Она признается, что с трудом заставила себя прийти на нее и в очередной раз говорить о трагедии, которая произошла в ее семье.

«Я пошла к психологу, объяснила ей, и она мне сказала: «Ты не можешь (не пойти), потому что твоя единственная связь с Виталиком сейчас – это борьба за него. И я вышла с такой силой, пришла сюда и сказала: я готова быть здесь, говорить на эту тему. Мне кажется, что, если я буду бороться, Виталик придет обратно, но, конечно, я понимаю, что это нереально. Но зато сможет уберечь другие семьи, их детей, которые растут и не знают, с кем они могут столкнуться».

Этот трагический случай, убийство Виталия Сафарова, – это своего рода послание, говорит Агит Мирзоев, глава НПО «Центр вовлеченности и развития». Если своевременно не ответить на него, грузинское общество в конечном счете может оказаться перед крайне опасной проблемой, т.к. бездействие может стать молчаливым поощрением безнаказанности неонацистских и других ультрарадикальных групп, которых, к слову, на сегодняшний день в одних социальных сетях можно насчитать около десятка. Правозащитник уверен, что масштаб этого явления общественность до конца еще так и не оценила. Собственно, именно в этом и состоит одна из основных причин создания коалиции, которая планирует работать в различных направлениях: это законодательные изменения, повышение квалификации правоохранительных органов и общественные дискуссии.

«Это будет некая гражданская линия, которая позволит привлечь внимание общественности к этой проблеме, привлечь внимание соответствующих государственных, международных структур. Потому что проблема есть, о ней нужно говорить, позиция, когда мы чего-то не хотим видеть и зарываем голову в песок, думая, что проблема обойдет нас, – здесь не сработает. Это очень серьезная проблема, и она несет очень серьезные риски. Тем более для такой многообразной, многокультурной страны, какой является Грузия, – это очень рискованно».

Виталий Сафаров был убит 30 сентября. Органы задержали двоих: Г.С., 1995 года рождения, по обвинению в недонесении о преступлении, а А.К., 1998 года рождения – в умышленном убийстве. Неправительственные организации, которые начали свое, альтернативное расследование, 12 октября потребовали переквалифицировать обвинение с умышленного убийства на убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах: на основании расовой, религиозной, национальной или этнической нетерпимости. 1 ноября прокуратура ужесточила обвинение. Судебный процесс, предположительно, начнется в январе.

XS
SM
MD
LG