Accessibility links

Савелий Читанава: «Если вырубил одно дерево, то обязан посадить три дерева»


Савелий Читанава
Савелий Читанава

Об экологической ситуации, проблеме накопившегося мусора, возобновлении погибших и спиленных пальм, обычных городских насаждений и многом другом шел разговор с председателем Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды Савелием Читанава на пресс-конференции в Ассоциации работников СМИ Абхазии.

Недавние протесты жителей сухумского района Маяк привели к появлению Указа президента «О создании полигона для мусора и переноса сухумской свалки за пределы города».

Отвечая на вопрос о мусоре, председатель Государственного комитета по экологии и охране природы Савелий Читанава признал, что проблема очень серьезная и остается такой на протяжении последних десятилетий.

Мы успешно накапливаем мусор, не предпринимая ничего для его хотя бы частичной утилизации.

Скачать

На вопрос о том, что делается для решения проблемы переноса столичной мусорной свалки по указу президента и после протестов граждан, живущих в непосредственной близости от нее, Читанава сказал: «Было поручено найти полигон для того, чтобы перенести свалку в другой регион. Но до этого обговорено, что будут произведены следующие виды работ по организации свалки в г. Сухуме, надо вырыть достаточно большой котлован, куда бы сбрасывались мусорные отходы, чтобы прекратить их сброс в непосредственной близости от жилья. Для этих мероприятий найдено финансирование, проведена соответствующая экспертиза, насколько я знаю, уже на этой неделе должны приступить к этим мероприятиям».

Жители сухумского района Маяк протестуют против мусорной свалки
Жители сухумского района Маяк протестуют против мусорной свалки

В ближайшем будущем у Абхазии нет перспектив приступить самостоятельно к утилизации мусора. Специалисты говорят, что мусороперерабатывающий завод стоит дорого и абхазского мусора ему недостаточно для окупаемости. О том, что такой завод планируется построить в 2019 году в Сочи, по словам Читанава, разговоры были, но пока ничего конкретного об этом не известно.

Он рассказал, что есть временная схема решения проблемы, и она заключается в следующем: «На каждой свалке должен быть свой компактор, чтобы не возить «пустой» мусор, это большие объемы и низкий коэффициент полезного действия при вывозе мусора. Планируется на месте около свалки установить компакторы, чтобы они уплотняли мусор, и в таком виде вывозить его на полигон для складирования и хранения».

В дальнейшем, когда созреют условия, этот компактированный мусор можно будет перерабатывать.

Журналистов интересовало, есть ли у правительства программа по восстановлению городских зеленых насаждений? Деревья рубят, потому что они сохнут или повреждаются стихией, но работы по возобновлению зеленого покрова проводятся очень редко, и они не компенсируют потери.

Гибель древесных и кустарниковых растений в парках и скверах города – это естественный процесс, они со временем стареют, высыхают, и их приходится убирать. Савелий Читанава сказал: «Если вы обратите внимание в наших парках на магнолии и другие экзотические деревья, то заметите, что некоторые из них уже суховершинные, потому что достигли предельного возраста и их надо менять. Но менять надо методом вытеснения: под ним посадить какое-то дерево, дать ему подрасти, а потом убрать старое. Но для этого необходимо наличие посадочного материала, с которым у нас обстоят дела неважно. К сожалению, до сегодняшнего дня в республике нет ни одного питомника, где бы выращивались различные декоративные растения».

В тех случаях, когда городские службы высаживают какие-то растения, они привозят их из-за рубежа, а вместе с ними к нам попадают и вредители растений. О том, что надо создать собственный питомник для выращивания саженцев различных растений, как и о мусоре, говорят в Абхазии очень давно. Но никаких подвижек в деле создания собственного питомника нет.

Есть такие растения, как, например, олеандр, он очень легко черенкуется, проще простого при обрезке укоренить черенки, из которых потом вырастут молодые кусты, но никто этим не занимается.

Савелий Читанава добавил: «Не проходит и дня, чтобы к нам не обратились граждане с просьбой дать возможность вырубить то или иное дерево. Очень редко мы на это даем разрешение. Если даже мы дали разрешение по каким-то объективным причинам вырубить то или иное дерево, то, как правило, в нашем экологическом заключении дается предписание о компенсаторной посадке: если вырубил одно дерево, то обязан посадить три дерева или кустарника такой же породы. Это предписание забирает частное лицо, обратившееся к нам. Зеленое хозяйство без такого разрешения не производит никакие работы. МУП «Зеленое хозяйство» и этот гражданин, обратившийся к нам, должны друг друга контролировать или кто-то кого-то должен контролировать».

Однако в реальности этот «кто-то» другого «кого-то» не контролирует, поэтому мы, горожане, видим уничтожение растений и облысение города, которое явно опережает возобновление его прекрасного зеленого наряда. Но это уже вопрос не экологического ведомства, а городских коммунальных служб, которые на контакт с журналистами идти не желают.

Самшитовая огневка уничтожила практически всю популяцию абхазского самшита
Самшитовая огневка уничтожила практически всю популяцию абхазского самшита

Известно, что последние несколько лет в Абхазии интенсивно борются с разного рода насекомыми – вредителями растений. За последние годы эпидемий было несколько: сначала самшитовая огневка уничтожила практически всю популяцию абхазского самшита (по оценкам специалистов, из 5000 га самшитовых лесов уцелело не более ста гектаров), причем все они в Бзыбзском ущелье. Сейчас задача экологов – не допустить ее распространение туда, где самшит еще сохранился. С этой целью специалисты проводят 4-5 раз в году обработку растений димилином. Представители общественной экологической организации «Апсабара» собирают семена самшита и высевают их. А в тех местах, где самшит погиб, наблюдается подрост молодняка.

Потеряли самшит, прилетел мраморный клоп, который несколько лет уничтожал урожай. Сначала клопа собирали ведрами, но после того, как его потравили и собрали несколько тонн вручную наиболее ответственные граждане, клоп потерял силу, и в этом году, по словам Савелия Читанава, урожай почти не пострадал, зато орех уничтожила какая-то грибковая гниль, которую надо было потравить вместе с клопом, но не получилось, потому что пять миллионов рублей правительство не смогло выделить на закупку нужного препарата.

Вслед за клопом появился пальмовый долгоносик, который начал уничтожать пальмы. Теперь страна борется и с долгоносиком.

Журналисты спрашивали, как оценивают специалисты состояние окружающей среды после столь массированной обработки пестицидами и ядохимикатами?

Савелий Читанава пояснил, что все препараты, которые используются для обработки растений, относятся к третьему классу опасности, они не несут угрозу остальной энтомологической фауне. Он привел в пример пчел на пасеках, которые не пострадали от обработки пестицидами.

Приближается Новый год, по традиции многие стремятся купить живую елку в дом и украсить ее игрушками. Чтобы как-то сдержать уничтожение кавказской пихты, которую у нас продают под видом ели, правительство предпринимает каждый год определенные меры. Савелий Читанава проинформировал: «В этом году вышло постановление по запрещению вырубки пихты на территории Абхазии. Пихту можно завозить только в горшечной культуре из России с корневой системой. Вырубленные пихты завозить оттуда тоже нельзя, потому что можно завезти десяток штук, имея специальное разрешение, а затем под видом того, что завезено оттуда, реализовывать местную пихту, чтобы этого не происходило, пихта на сруб в Абхазии не продается. Наблюдаются сложности контроля, все дороги блокированы – что в Кодорском ущелье, что в Бзыбзском ущелье, что на Мамзышху, но тем не менее люди умудряются…»

Все ответственные и заботящиеся о сохранении природной среды граждане должны понимать, что в продаже на Новый год срезанных елок быть не должно. Поскольку питомника соответствующего в Абхазии нет, надо настроиться на искусственные елки, а если кто увидел срезанные, надо сообщить об этом абхазским экологам.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG