Accessibility links

Югоосетинская неделя: гуманитарная миссия, санкционный список и предвыборный альянс


По данным югоосетинской стороны, на сегодняшний день пропавшими без вести числятся более 150 человек
По данным югоосетинской стороны, на сегодняшний день пропавшими без вести числятся более 150 человек

В начале недели, впервые за восемь лет работы трехстороннего российско-грузино-осетинского механизма по поиску без вести пропавших в годы конфликта югоосетинская сторона передала Грузии останки семи гражданских лиц, о чьей судьбе ничего не было известно с 2008 года.

По словам заместителя полномочного представителя президента Республики Южная Осетия по вопросам постконфликтного урегулирования Егора Кочиева все они были обнаружены после августовской войны:

«Переданы они были представителям Международного комитета Красного Креста, и точно так же они передадут их грузинской стороне по линии МККК. Эти останки были обнаружены, захоронения были обнаружены после 2008 года, они были эксгумированы, проведены генетические экспертизы. Перед этим, конечно, собирались генетические материалы у родственников. У этих семи останков были показаны совпадения независимыми лабораториями. Одна из них находится в Загребе, в Хорватии. Эти гражданские лица были обнаружены в 2008 году, но тогда грузинская сторона отказалась их принимать, я не знаю, по каким причинам».

Скачать

Всего в марте этого года сотрудники миссии оповестили родных 23 человек, числившихся без вести пропавшими, о том, что останки их родственников опознаны. Речь идет и о работе второго грузино-абхазского координационного механизма.

в Южной Осетии миссия сотрудничает с общественной организацией «Память и надежда», которую возглавляет Лидия Кудзиева. Она рассказала «Эху Кавказа», что 10 марта родственники без вести пропавших собрались, чтобы обсудить передачу останков грузинской стороне. По словам Лидии Кудзиевой, она делала специальное обращение и во время последнего визита в Цхинвал сопредседателей Женевских дискуссий:

«Тут старики просто от безысходности умерли, и они были похоронены здесь. Просто прошло время, и не знали, кто они. А анализ ДНК доказал, кто они. Но они (грузинская сторона) же знают, когда ты человека забираешь из дома и не возвращаешь в течение 28 лет, то, значит, этот человек неживой. И ты знаешь, где он похоронен, поэтому передай его родственникам. Мы же христиане, мы тоже хотим похоронить их по-человечески... И пускай с нашей стороны это будет гуманный поступок. Мы передадим, и пускай они тоже подумают, что с этой стороны своих тоже очень ждут родственники, близкие. Чтобы они в ответ сделали такой же гуманный шаг».

По данным аппарата президента Южной Осетии по вопросам постконфликтного урегулирования, на сегодняшний день пропавшими без вести числятся более 150 человек.

В среду, 20 марта, партия «Новая Осетия» заявила, что намерена самораспуститься, чтобы влиться в ряды «Ныхас» и вместе идти на парламентские выборы.

Напомним, объявленное ранее объединение трех партий – «Ныхаса», «Новой Осетии», «Аланского союза» – не состоялось. По причине, очень напоминающей неформальное административное давление, «Аланский союз» из альянса выпал, а его лидер – экс-кандидат в президенты Алан Гаглоев отказался от участия в парламентской избирательной кампании. Оставшиеся решили продолжить без него. Предполагается, что решение о самороспуске партии «Новая Осетия» будет оформлено в ближайшее время на партийном съезде, говорит Давид Санакоев:

«Сейчас идет работа по районам республики и в городе, мы общаемся с членами нашей партии. Проведем съезд, и, я думаю, к этому времени будет подготовлен и съезд «Ныхас». Наше решение не отменяется, наши намерения остаются в силе. Мы будем принимать участие в выборах и надеемся на хороший результат».

Понятно, что эти самороспуски и объединения не от хорошей жизни. Действующие власти просто выкручивают партиям руки, не оставляя от предстоящих выборов последних признаков легитимности. Еще недавно Минюст грозил «Новой Осетии» закрытием, даже подал документы в суд на ликвидацию. То есть принципиальная позиция ведомства, отвечающего за нормативно-правовое регулирование в стране, состояла в том, что партию «Новая Осетия» нужно непременно закрывать. Но после встречи лидеров трех партий с президентом Бибиловым и отказом Алана Гаглоева от участия в выборах Минюст отозвал документы о ликвидации «Новой Осетии». Говорит Давид Санакоев:

«Когда мы пришли в суд, на этом предварительном заседании нам было объявлено Минюстом, что они отзывают свое заявление. Я понимаю это так, что, как бы то ни было, у них остаются другие механизмы недопуска «Новой Осетии» к выборам. Поэтому я хочу сказать, что у меня есть уверенность, что «Ныхас» – парламентская партия, у которой таких преград не будет. Поэтому мы продолжаем наше объединение и будем дальше идти на платформе «Ныхас».

– Когда вы должны уведомить Минюст о том, что закрываете партию и идете на выборы в составе «Ныхас»?

– Мы пригласим на съезд Министерство юстиции. Мы это сделаем за некоторое время до съезда. Как только будет определена его дата, мы это сделаем достоянием Минюста, и после этого мы уже представим им документы, в которых будет зафиксировано решение съезда «Новой Осетии».

Лидер парламентской партии «Ныхас» Алан Алборов в интервью Ирине Келехсаевой сообщил, что объединенный съезд партии пройдет после мероприятий «Новой Осетии»:

«Как и было объявлено ранее, будем объединяться на базе нашей парламентской парии «Ныхас» и дальше проведем уже совместный съезд партии «Ныхас».

– Списки кандидатов в депутаты будут составляться уже вашим двойственным союзом? По какому принципу вы будете включать туда людей?

– Более конкретно мы будем это обговаривать во время и до съезда. Естественно, во главу угла мы будем ставить то, чтобы туда прошли люди, которые на самом деле болеют за нашу родину и будут во благо народа заниматься законотворчеством в парламенте. Это самое главное для нас сейчас. А так, больше будет одних представителей (партий) или других – это подтвердит и Давид Георгиевич (Санакоев), – не самое важное».

В прошлую среду стало известно, что пятеро представителей Южной Осетии, наблюдавших за выборами в республиках Донбасса, попали в санкционный список Совета национальной безопасности и обороны Украины. Кроме пяти граждан Южной Осетии и трех граждан Абхазии в список попали наблюдатели из Австрии, Бельгии, Бразилии, Венгрии, Германии, Греции, Испании, Италии, Нидерландов и США. То есть на этот раз компания приличная. Югоосетинскими фигурантами списка стали глава администрации президента Игорь Козаев, вице-спикер парламента Руслан Тедеев, депутаты Бахва Тедеев и Игорь Чочиев, а также помощник президента Давид Газзати. Санкции предполагают заморозку активов и запрет на въезд в страну сроком на три года.

Все попавшие под ограничения югоосетинские граждане уже заявили, что никаких активов в Украине не имеют и в обозримом будущем посещать эту страну не собираются. При этом господа вдоволь поерничали. Самый молодой депутат парламента Игорь Чочиев, например, заявил, что Порошенко, вводя санкции против него, пытается привлечь к себе внимание украинских избирателей. Вице-спикер югоосетинского парламента Руслан Тедеев отметил, что «какие-то санкции» его «совершенно не колышат», а глава администрации Игорь Козаев почему-то решил выступить в качестве эксперта по украинским делам:

«...Введенные персональные санкции имеют исключительно популистский посыл для граждан Украины, которым режим Порошенко пытается показать подобие работы».

Бывшему руководителю югоосетинского дипломатического ведомства Давиду Санакоеву такая реакция показалась слишком легкомысленной для людей, представляющих государство. Им не стоило отпускать колкости, считает Санакоев:

«Они – официальные лица, т.е. они являются представителями своего государства. По тому, что они говорят, как себя ведут, судят о государстве. Поэтому надо быть сдержанным и корректным даже в общении с оппонентом. Я никогда не видел, чтобы представители российской власти такого уровня таким образом реагировали, в том числе и на санкции. Я думаю, если мы научимся демонстрировать больше уважения к своим оппонентам, то отношение к нам начнет быстрее меняться»

Председатель югоосетинской партии «Фыдыбаста» Вячеслав Гобозов просмотрел санкционный список и обратил внимание на деталь, которая произвела на него благоприятное впечатление:

«В санкционные списки включены не просто частные лица, там указаны официальные лица, причем перечислены все государственные должности, которые они занимают: руководитель администрации президента республики, депутаты парламента республики. Четко указано и название страны, которую они представляют, – республика Южная Осетия, без всяких кавычек и приставок типа «так называемая» и без привязки к Грузии. И название столицы они правильно пишут: Цхинвал. Так что украинцы в какой-то степени продемонстрировали понимание того, что республика Южная Осетия – это отдельное государство. Это хороший момент, таким образом, прорывается, что они понимают существующие реалии».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG