Accessibility links

Герман Маршан: «Ситуация становится абсурдной»


Герман Маршан
Герман Маршан

Шестые сутки продолжается пребывание в Новом Афоне на территории монастыря, в котором располагается Священная митрополия Абхазии, представителей Сухумо-Пицундской епархии Абхазской православной церкви. Вчера собрался Совет СМА, принял заявление и решение закрыть монастырь. О ситуации рассказал секретарь Священной митрополии Герман Маршан.

Елена Заводская: Герман, расскажите, пожалуйста, что происходит сегодня в Ново-Афонском монастыре?

Герман Маршан: Когда в обитель приехало духовенство АПЦ и осталось, в этом ничего предосудительного нет, поэтому, безусловно, отношение к ним было самое доброе. И коммуникацию с ними мы выстроили, и условия для проживания им создали. Но вечером второго дня духовенство, прибывшее в Ново-Афонский монастырь, начало совершать богослужение. В монастыре есть свой распорядок дня, утреннее богослужение совершается, как положено, в шесть утра, вечернее – в пять часов вечера и так далее. Этим занимается отец Давид, наместник монастыря. Духовенство, расположившись перед закрытыми дверьми собора святого Пантелеймона, начало вечером совершать богослужение с необходимостью утром совершить божественную литургию. Ее тоже совершили перед закрытыми воротами храма на улице. Тут уже об адекватности церковно-православной или каноничной говорить сложно, потому что ситуация становится абсурдной.

Герман Маршан: «Ситуация становится абсурдной»
please wait

No media source currently available

0:00 0:06:16 0:00
Скачать

Абсурдность ее в том, что духовенство АПЦ покинуло свои приходы, покинуло своих прихожан, не совершает требы, нет никакого окормления паствы все эти дни, сконцентрировалось в Ново-Афонском монастыре и совершает богослужения на улице, во дворе, перед закрытыми дверьми на каких-то переносных престолах и, конечно, при полном отсутствии прихожан. Какие могут быть прихожане в закрытом монастыре? Ситуация достаточно странная. Кроме того, они шесть дней находятся в этой обители, мало с кем контактируют, не покидают обитель, ни с кем не общаются, у них есть семьи… Так церковные вопросы не разрешаются. Какие-то стачки могут так проходить, далекие от церкви. Мы подобное уже видели в истории нашей страны.

Е. З.: Почему вы решили созвать Совет Священной митрополии?

Г. М.: Сразу после того, как духовенство, священноначалие и члены Совета увидели, что в монастыре совершаются богослужения, которые можно назвать бесчинством, потому что с чинопоследованием монастырской службы это никак не связано. Более того, увидели, что люди используют таинство богослужения для упрочения каких-то своих взглядов и свои профессиональные и священнические обязанности используют в каких-то меркантильных целях. Ведь священник не может служить для себя. Зачем служить, если никто об этом не просит и никому это не нужно?

Е. З.: Когда вы говорите о меркантильных целях, что вы имеете в виду?

Г. М.: Я имею в виду, что цели были обозначены в первый день приезда. Нам было сказано: освободите обитель, мы здесь хозяева. Все. Больше никаких задач и вопросов не было. Поэтому и был созван Совет – внеочередной и экстраординарный.

Е. З.: Расскажите, пожалуйста, что решил Совет СМА?

Коли уж духовенство начало вести себя таким образом и выходить за рамки статуса гостя, который был им дан наместником о. Давидом, тогда Совет СМА решил закрыть монастырь

Г. М.: Очень долго разбирали этот вопрос, вы же понимаете всю деликатность ситуации. Мы христиане, и не можем вести себя неподобающим образом. Мы предполагали, конечно, наивно, что эпоха крестовых походов уже далеко за плечами, но вот тут, у нас перед глазами, мы какие-то такие действия увидели. Коли уж духовенство начало вести себя таким образом и выходить за рамки статуса, который был им дан наместником о. Давидом, статуса гостя, тогда Совет СМА решил закрыть помещения монастыря и закрыть, собственно говоря, сам монастырь.

Е. З.: Когда вы говорите, что монастырь закрыт, что это означает?

Г. М.: Смысл закрытия монастыря в следующем. Если духовенство при открытых вратах и при обычном доступе будет так себя вести, то, естественно, что с их благословения начнет появляться паства и возникнет напряжение. Градус этого напряжения и так повышается, мы и так с трудом сдерживаем этот процесс, он приведет неминуемо к столкновениям между верующими людьми, чего допускать никак нельзя. Несмотря ни на какие провокации со стороны духовенства, чтобы духовенство в данный момент себе в голову не вбило, ни в коем случае нельзя допускать столкновения паствы. Поэтому было принято решение закрыть все ворота монастыря, доступ пешим и для автомобилей. Но при этом сам монастырь продолжает функционировать. Богослужения продолжаются, реставрационные работы продолжаются, социальные службы работают, но монастырь перестает быть объектом туризма. Для туристических фирм, которые привозят сюда посетителей с тем, чтобы они могли ознакомиться с монастырем как с памятником культуры, монастырь теперь закрыт. Со вчерашнего дня туристы посещать его больше не могут. Конечно, в воскресенье, как обычно, будет совершаться богослужение. У прихожан СМА никаких проблем нет. Они и в прошлое воскресенье присутствовали на богослужении и приобщались святых даров, и в это будут. Здесь никаких препятствий нет.

Вы понимаете, что ответственность за все эти деяния несет духовенство, которое, скажем так, неадекватно ведет себя в Ново-Афонской обители.

Со вчерашнего дня туристы посещать монастырь больше не могут. В воскресенье, как обычно, будет совершаться богослужение. У прихожан СМА никаких проблем нет

Конечно, мы понимаем, что от этого страдают люди, которые причастны к туристическому сезону. Может быть, они даже на нас обидятся, но безопасность людей и отсутствие противостояния для нас самое важное. Если ради этого нужно будет поступиться туристическим сезоном, нам придется им поступиться.

Е. З.: Герман, скажите, вы предпринимали какие-нибудь попытки конструктивного диалога со священнослужителями Абхазской православной церкви?

Г. М.: Мы неоднократно им предлагали совместное служение священников и паствы в Ново-Афонском монастыре, но они от этого категорически отказываются.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG