Accessibility links

Леван Гобадзе: «Аресты в Батуми – это вопрос политики и экономики»


Леван Гобадзе
Леван Гобадзе

ПРАГА---Вчера в Батуми по обвинению в коррупции были арестованы несколько бывших и действующих чиновников аджарского правительства и батумского муниципалитета. С какими политическими процессами это может быть связано, стало ли это событие неожиданностью для жителей автономии и как они к нему отнеслись – об этом мы беседуем с главой батумского Союза молодых ученых «Интеллект» Леваном Гобадзе.

Кети Бочоришвили: Леван, громкий факт коррупции, в которой обвиняется не один, не два батумских чиновников, а целая группа высокопоставленных лиц, – это неожиданность или к этому были какие-то явные, для всех очевидные предпосылки?

Леван Гобадзе: Если немного перемотать ленту и посмотреть назад, можно сказать, что какие-то предпосылки к этому были, конечно. Во-первых, когда партия Бидзины Иванишвили «Грузинская мечта» пришла к власти, не имея квалифицированного кадрового состава, она начала опираться на тех людей, которые были государственными и партийными функционерами во времена (Эдуарда) Шеварднадзе и Аслана Абашидзе. И вторая часть этих людей состояла из абсолютно некомпетентных лиц, которые ничем никогда не занимались, состояли в разных партиях и в лице Бидзины Иванишвили нашли союзника. Они его поддержали и за это получили определенные места в государственных учреждениях или органах местного самоуправления. После этого началась такая кампания, когда эти руководители назначали себе заработные платы, которые никак не соответствовали каким-либо нормативам и регуляциям, и эти факты начали широко освещать оппозиционные телевизионные каналы. А это указывало на то, что эти люди пытаются в финансовом отношении наверстать упущенное во время правления (Михаила) Саакашвили. Появились вторые чиновники, которые не имели возможности вот так назначать себе большие зарплаты, и они, видно, начали искать другие пути, чтобы заработать деньги на государственном бюджете. Вторая предпосылка – это то, что в обществе упорно стали ходить слухи о том, что мэрия города Батуми коррумпирована, но они получают минимум 10%, чтобы выдавать разрешения на строительства и другие разрешения.

Гость недели – Леван Гобадзе
please wait

No media source currently available

0:00 0:09:21 0:00
Скачать

Кети Бочоришвили: Откаты…

Леван Гобадзе: Да, откаты получать, и эти слухи в обществе муссировались за все время работы органов местного самоуправления предыдущего созыва. Так что, я думаю, эти предпосылки все-таки были, потому что, учитывая оба фактора, которые я назвал, можно сказать, что определенная основа для этих действий была.

Кети Бочоришвили: Т.е. закрывать глаза уже больше не получалось. А вот насколько децентрализованным был аджарский бюджет? Вы, как глава НПО, которая много лет занималась мониторингом расходования городских средств, можете предположить, насколько самостоятельными были эти чиновники в расходе бюджетных средств?

В конкретном случае под арестом этой бывшей команды мэрии Батуми лежит как раз программа строительства социальных домов. Можно предположить, что мэрия путем манипуляций постаралась присвоить эти деньги

Леван Гобадзе: Что касается расходования бюджетных средств, тут мэрия города Батуми расходует эти финансовые средства абсолютно самостоятельно. Вопрос децентрализации касается этапов планирования бюджета, т.е. когда органы местного самоуправления согласуют свои бюджетные программы с центральными властями или региональными властями. У нас в Аджарской автономной республике это согласовывается и с Министерством финансов и экономики Аджарской автономии, и с центральными министерствами. Но в других регионах, которые не имеют статуса автономии, это согласовывается только с центральными властями. Потом, после утверждения уже местных муниципальных бюджетов, расходование средств полностью осуществляется органами местного самоуправления. Так что можно предположить, что эти средства, которые были выделены под благие намерения, в конкретном случае под арестом этой бывшей команды мэрии города Батуми лежит как раз программа «Дешевого дома», которая подразумевала строительство социальных домов для малоимущих слоев населения. И можно предположить, что мэрия города Батуми уже не из-за децентрализации, а, нарушая все инструкции расходования государственных средств, путем манипуляций постаралась присвоить эти деньги.

Кети Бочоришвили: И, насколько известно, они-то сейчас задержаны в связи с конкретным делом строительства этого «Дешевого дома», но, как утверждает оппозиция, она внесла еще несколько заявлений по поводу аналогичных фактов коррупции, которые конкретно касаются средств на укрепление береговой линии в Сарпи, строительства мусорного полигона, законсервированных строек социальных домов в Батуми (если не он имеется в виду – «Дешевый дом»), а еще они говорят о ввозе в горную Аджарию коров датской породы, из которых ни одна не выжила. Т.е. надо ли ожидать, что всплывут еще и эти дела тоже – у этой истории может быть продолжение?

Леван Гобадзе: Если государство хочет смыть позор после тех громких коррупционных фактов, оно должно расследовать все дела, к которым у общества имеются вопросы. Да, такие вопросы были – и берегоукрепляющие работы, которые смыло море, и куда эти деньги исчезли, никто не знает, и вопрос социальных домов, и еще там есть другие вопросы, которые общество ставит, и на все должен быть дан ответ. Я скажу, что это не только политический вопрос, это одновременно и экономический вопрос, потому что, как показывает статистика, поток прямых зарубежных инвестиций в наш регион падает, а это значит, что будут сокращаться рабочие места, в бюджет будет начисляться меньше налогов, и это все отразится на уровне жизни населения. И при такой бедности населения это еще ухудшит состояние, что, в конце концов, напрямую отразится уже на результатах выборов. Поэтому это не только политический вопрос и дело чести «Грузинской мечты», но и вопросы экономического развития нашего региона.

Кети Бочоришвили: Да, вот вы как раз предвосхитили мой вопрос: почему это произошло сейчас? Почему «Грузинская мечта», которая практически во всех скандальных историях до последнего отстаивает своих чиновников, сейчас решила ими пожертвовать? Это связано с выборами, как вы считаете?

Поток прямых иностранных инвестиций в регион падает, что очень плохо влияет на экономику региона, – естественно, это все негативно отразится на выборах

Леван Гобадзе: Честно говоря, сейчас внутреннюю кухню «Грузинской мечты» я не знаю, но есть такие объективные факторы, на которые я могу опираться, высказывая свое мнение. Во-первых, я уже сказал, что поток прямых иностранных инвестиций в регион падает, что очень плохо влияет на экономику региона, – естественно, это все негативно отразится на выборах. Второе – сам факт появления коррупции и муссирование этих слухов в обществе. Люди сравнивают этот период с периодом Саакашвили, когда была эта коррупция искоренена и в обществе таких слухов не было. Т.е. народ ожидал справедливых решений, народ ожидал от органов местного самоуправления, что вся политика этих органов будет ориентирована на людей, на население, и сравнение этих двух периодов – периода правления, допустим, Саакашвили и периода правления «Грузинской мечты», когда уже первый созыв после прихода «Грузинской мечты», первые выборы органов местного самоуправления, и сразу же появились такие коррупционные факты, которые очень негативно воспринимались обществом.

Кети Бочоришвили: И они идут не в пользу «Грузинской мечты»…

Леван Гобадзе: Конечно, вольно или невольно люди сравнивают тот период и этот период. И, конечно же, «Грузинская мечта» в этом плане очень сильно проигрывает уже «Национальному движению», что во время ее правления появилась коррупция в мэрии города Батуми, а люди всегда говорят, что «а вот во время Саакашвили этого не было». Т.е. это очень негативно отражается, во-первых, на имидже «Грузинской мечты», и, во-вторых, уже негативно отражается на градостроительстве, развитии города, экономики и т.д.

XS
SM
MD
LG