Accessibility links

Ритуальные танцы вокруг президентского кресла


Изида Чаниа
Изида Чаниа

25 августа в Абхазии пройдут президентские выборы. В конце мая Центральная избирательная комиссия утвердила «обновленный план основных мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента Республики Абхазия». Выдвижение кандидатов в президенты начинается за 60 и заканчивается за 40 дней до дня выборов, то есть с 26 июня по 16 июля. До регистрации и получения официального звания «кандидат в президенты» называть себя кандидатами, не получив даже поддержки какой-никакой партии или группы избирателей, как минимум некорректно.

Напомню, что 28 мая депутаты парламента по настоянию оппозиции внесли изменения в конституционный закон «О выборах президента» и проголосовали за перенос даты президентских выборов с 21 июля на 25 августа 2019 года. Таким образом, предвыборная кампания официально еще не стартовала, но «кандидаты в кандидаты» уже приступили к завораживающим избирателей ритуальным танцам вокруг президентского кресла. Самые нетерпеливые, используя соцсети, заявляют о своем выдвижении и оповещают о своих благих намерениях в случае избрания.

На днях один из таких кандидатов поделился своим видением прекрасного будущего для нашей страны. И я бы не обратила на эту «предвыборную программу» никакого внимания, если бы не обнаружилось, что все, о чем мечтает очередной соискатель на президентскую должность, очень похоже на то, о чем мечтают его потенциальные конкуренты. Более того, эти мечты мы слышим на каждых выборах – президентских, парламентских, муниципальных. И я, конечно, за «сбычу мечт», но давно офигела от пустословия, которое льется на уши во время выборов.

Поделюсь, что меня смущает в этом перечне мечтаний – их неконкретность, из которой следует и их неосуществимость. Во всяком случае, ни у кого из мечтателей за четверть века я не нашла указания на то, каким путем, а самое главное – на какие средства они собираются строить прекрасное будущее страны. Каково экономическое обоснование обещанных чудес?

Сколько себя помню, все политики говорят о глобальной проблеме – отсутствии объединительной идеи. Но за все эти годы никто из них никак не может сформулировать ту самую идею, которая объединит народ. Но, может быть, это и не их вина, так как не только политики, но и люди, обладающие фундаментальными знаниями, никак не могут определить, в какой общественной формации существует наше государство.

Ну да бог с ней, с идеей, найду-ка я что-то не столь абстрактное – ну вот, к примеру, коррупцию. В смысле не саму коррупцию (ее так никто и не нашел), а готовность бороться с ней. Это обычное, стандартное предвыборное обещание. Читаю, слушаю, вспоминаю, листаю газетные подшивки, просматриваю сайты. Ну да, я не ошибаюсь, нетерпимость к этому явлению выражали все – обещали жестко бороться с коррупцией, давали поручения правоохранительным структурам разобраться с «откатами» и так далее. А как поколение кандидатов 2019 года собирается бороться с коррупцией? Вот читаю размышления очередного мечтателя: «примем, ратифицируем и внедрим антикоррупционное законодательство; ужесточим требования, выдвигаемые к декларациям о доходах чиновников; введем уголовную ответственность для должностных лиц за незаконное обогащение…»

Улыбнуло – кто эти «мы»? Вроде как законы принимает и ратифицирует законодательная ветвь власти, а выборы – в исполнительную. К тому же противостояние между исполнительной и законодательной ветвями – это данность, которую любой политик должен прогнозировать и учитывать, тем более в предвыборных речах.

Но дальше еще печальней. Про повышение зарплат, про доступную медицину, контроль за качеством товаров и медикаментов, современное оборудование, электронные услуги, образование будущего, компьютеризацию школ, инновационные программы, виртуальные тренажеры, всемерную заботу о ветеранах и инвалидах, земельный кадастр, гарантированную безопасность каждого и другие кисельные реки и молочные берега, после которых возникают вопросы. Авторы таких программ понимают стоимость своих «мечт»? Они когда-нибудь слышали про бюджет Абхазии? Если да, то, значит, держат избирателей за идиотов, которые не могут понять, что, во-первых, все эти обещания выходят за рамки полномочий президента. Во-вторых, нуждаются в экономическом обосновании: откуда в бюджете появятся такие деньги? И самое главное: кто те люди, которые в прямом смысле слова готовы положить жизнь для того, чтобы лишь на шаг приблизиться к мечте? Как там у певца революции – «единица вздор, единица – ноль, один даже очень важный не поднимет простое пятивершковое бревно, тем более дом пятиэтажный».

Веры во все это мало, но на выборы мы, конечно, пойдем, так как, простите за игру слов, другого выбора у нас нет. Но все, что я сегодня знаю, так только то, за кого я не буду голосовать ни при каких обстоятельствах – за иллюзионистов, которые вводят в заблуждение избирателей экономически неоправданными обещаниями. Судя по социальным сетям, количество таких как я в стране возросло. Поэтому очень хотелось бы посоветовать политикам, прежде чем совершать ритуальные танцы вокруг президентского кресла, учитесь, во-первых, считать и, во-вторых, уважать своих избирателей.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Изида Чаниа

    В 1978 году окончила сухумскую среднюю школу №2, в 1983 году – биохимический факультет Абхазского госуниверситета. 

    Работала в газетах «Абхазский государственный университет», «Советская Абхазия», «Аидгылара», на Абхазском ТВ, в газетах «Экспресс-хроника», «КоммерсантЪ», внештатным корреспондентом в российских информационных агентствах «Постфактум», «Интерфакс». С 1998 года по 2016 год – редактор газеты «Нужная газета», с 2016 года – редактор газеты «Мырзаканаа».

    Член Союза журналистов Абхазии, председатель Ассоциации журналистов и работников СМИ Абхазии.

XS
SM
MD
LG