Accessibility links

"Звонок несменяемому". Реакции на прямую линию Путина


"Прямая линия с Владимиром Путиным" в этом году длилась четыре часа и семь минут, президент ответил на 70 вопросов граждан, гласит традиционная статистика ежегодного общения Путина с российским народом.

"Понятно, что людей волнует... Прежде всего, уровень жизни, уровень доходов, здравоохранения... работа с отходами, с мусором", – сказал Путин в начале мероприятия.

Краткое содержание:

  • Путин начал прямую линию с объяснения, зачем нужны национальные проекты: для повышения уровня жизни россиян. Для этого государству пришлось пойти на неприятные меры вроде повышения НДС, но "производство начало расти, инфляция опустилась, начали расти доходы".
  • Путин усомнился в том, что могут быть зарплаты в 10 тысяч рублей в месяц, но признал, что проблема существует, и объяснил низкие доходы западными санкциями, падением цен на нефть и тем, что россияне берут слишком много кредитов. Реальные доходы населения сокращались в течение нескольких лет, но теперь они растут, выросла средняя номинальная зарплата, повысился МРОТ, пенсии, одним словом, все растет, заявил Путин.
  • В тройку самых задаваемых попали вопросы о мусоре и так называемой мусорной реформе. По словам Путина, Россия десятилетиями накапливала мусор и никто этим не занимался, а в Тихом океане и вовсе плавают острова мусора. Но у властей есть программа переработки мусора. Про протесты противников мусорных полигонов в Шиесе Архангельской области и других регионах Путина никто не спросил, он и не упомянул.
  • Из другого: на селе открываются фельдшерско-акушерские пункты, у России небольшие оборонные расходы, но лучшее в мире оружие; чиновникам и менеджерам госкорпораций нужно платить много, иначе они убегут за границу, смягчения антинаркотического законодательства не будет, а чудь ассимилировалась (вопрос о судьбе народа чудь Путин прочитал на экране). Мы ни с кем не ссорились, а Европа потеряла от санкций больше России.

Радио Свобода собрало реакции на прямую линию.

Ольга Галицкая:

Когда Путину задаёт вопрос пожарник с зарплатой в 16 тыс.руб, гарант наверняка думает, что в день столько позвонивший получает. Или в неделю хотя бы. Вообще не врубается, что такие заработки в стране.
И начинает сходу отвечать, что человек в погонах получал бы 43 тысячи, заодно вываливая мешок взятых с потолка цифр, которыми должен утереться бедный пожарник. Он же не человек в погонах.

Николай Руденский:

Путин: "Но главное для повышения реальных доходов - это повышение производительности труда".
То же самое говорил один из его предшественников - Константин Устинович Черненко: "Чтобы лучше жить, надо лучше работать".

Кирилл Шулика:

Вопрос о мусоре задавали не жители Шиеса или Волоколомска, а 15-летняя инстаблогерша, которая еще пишет музыку. Родители уже вбухали кучу бабла для раскрутки чада в Инстаграме и ТикТоке. Но теперь все померкло - они купили несколько минут "Прямой линии" с Путиным.

Александр Морозов:

мне кажется, что коммуникативная модель, которой много лет следовал Путин "в общении с плебсом" - а она такая: с легким доброжелательным юмором отвечать на вопрос о проблеме: "да, я вас понимаю, но давайте подумаем вместе: мне кажется, если мы сделаем так, то будет только хуже. вы согласны?", - она сейчас явно дает сбой. Путин, мне кажется, не чувствует, что общество "слегка перегрето" и ответ на вопрос: почему такие высокие зарплаты у руководства госкорпораций? - "ну, если мы будем платить меньше, то они разбегутся, уедут за границу" - воспринимается сегодня совершенно иначе, чем 10 лет назад. Сейчас такой ответ воспринимается, как анекдотичный и вызывает всеобщий вопль: "скорей бы уж разбежались!".

Одним из развлечений зрителей стали текстовые вопросы, которые автоматически выводились на экран – причём с минимальной модерацией.

Вообще кажется, что формат несколько надоел даже самому Путину, да и публике тоже.

Николай Травкин:

130 лет уж на небесах, а мысль о продолжении жизнеописания глуповцев нет-нет, да и посещала великого писателя. Каждый новый градоначальник только прибудет в Глупов, так сразу закрутит столь замечательный сюжетец и в такую занимательную позу поставит глуповцев, что рука непроизвольно к перу тянулась. Но сдерживал себя Михаил Евграфович, понимал, ежели находясь среди соплеменников не смог побудить их к вставанию с колен, то отсюда, с небес и подавно не докричаться.
Вот и в этот раз, посмотрел Салтыков-Щедрин с каким восхищением телеведущие сообщают, что уже свыше 1,5 миллионов глуповцев обратились за помощью на "Прямую линию" и окончательно решил к "Истории одного города" больше никогда не возвращаться. Неподвластны жители города Глупова течению времени. Какие то скрепы, видимо, зафиксировали их 150 лет назад и не отпускают.

Аббас Галлямов:

Видно, что главная задача прямой линии - не столько организовать диалог, сколько показать, что президент в проблемах не виноват. Создать ощущение, что в целом все меняется к лучшему, а если где-то пока плохо, то это местные власти не дорабатывают. Ну либо это тяжелое наследие прошлого - как в случае с мусором.

Андрей Перла:

Мне всегда было интересно: а как воспринимали фильм "Кубанские казаки" настоящие кубанские казаки, современники, люди, жившие в момент выхода фильма на экран? Ведь они не могли не понимать, что живут не так, как показывают на экране? Ответ прост и сложен: они видели на экране не свою трудную и скудную жизнь, а жизнь, какой она должна быть. В этом смысл социалистического реализма.
И у прямой линии с Президентом смысл, по сути, тот же. Это демонстрация государственного управления, соответствующего идеалу. Идеалу Путина. Вот эти приоритеты, вот этот уровень обсуждения, вот этот порядок принятия решений в России принято считать идеальным. Так должно быть. Так, конечно, на практике, в другие дни, не получается. Но когда-нибудь...
Остаётся понять, разделяется ли сегодня государственный идеал большинством избирателей. Долгие годы ответ был только положительным: да, именно так и должен вести себя Первый, именно об этом должен думать, именно так говорить с народом. Так ли это сегодня?
Меня терзают смутные сомнения...

Василий Аленин:

Наш правящий ветеран снова и снова готов ответить на ваши, граждане, бесконечные вопросы. И забыть о вас еще на год. Отвечать за сделанное на свободных выборах Путин не готов.

Но поболтать с экрана … Почему, нет? Создать для себя и других иллюзию близости с народом.

Лучший звонок несменяемому, – не по телефону, а в дверь. С предложением очистить кремлевское помещение.

Валерий Соловей:

Уставший больной человек выполняет скучную повинность перед надоевшим ему народом

Анастасия Миронова:

Я знаю людей, которые успели родиться, вырасти, выучиться, жениться, родить ребенка и умереть при этих прямых линиях. Я не смотрю. Я козлятник чистила. И хотя у нас девки там только ночуют, подстилки выгребла на 11 тачек.
Лучшая реакция на его прямую линию - отвернуться, не смотреть и заняться делами. Например, самой грязной работой, которую давно откладывал. Представляете новость "На прямую линию прислали 1 000 000 вопросов, а эфир посмотрели пятьсот тысяч человек"?

Максим Горюнов:

было бы хорошо во время прямой линии с Путиным постелить рядом с ним ковёр и усадить седого кырзызского аксакала в народном костюме,
в тюбетейке и с трёхструнной лирой-комузом.
Путин будет отвечать на вопросы,
а аксакал будет петь, щипая три струны, раскачиваясь из стороны в сторону.
прямая линия - это часа на четыре;
волне может хватить на песнь о кыргызском батыре Манасе.
Путин давно уже живет в степи. в 1999 он был чиновник из Санкт-Петербурга:
острое лицо, спортивная фигура, уважение к Европе, щеголяние немецким языком.
теперь он совсем другой, Москва изменила его.
монгольские скулы - это не возраст и не пластические операции, как полагают.
это адаптация к Москве, к ее духу, к прошлому.
мне кажется, с аксакалом и комузом
прямая линия даст более ясный сигнал чиновником: уходим к истокам, домой, прочь от оседлости.
на следующей прямой линии вместо Путина можно будет поставить потрет и сказать аксакалу, чтобы пел о Путине как о герое эпоса.
это было бы логичным завершением его карьеры: слияние со страной, рождённой в степях.

Оппозиционный политик Леонид Гозман в интервью Радио Свобода так прокомментировал "Прямую линию" Путина:

– Руководство страны, которое готовило эту прямую линию, по-видимому, осознает глубину кризиса. С самого начала они начали говорить о зарплатах, об уровне жизни, о всех вещах, о которых раньше старались не говорить вообще. Это значит, что они понимают, что дело плохо. Кроме того, забавная вещь, когда президент зачитал вопрос: "Куда ведет эта банда патриотов из "Единой России"?", то по стилистике, как он это произносил, было такое впечатление, что он солидарен с таким определением этой организации. Я думаю, что теперь появится новый мем наряду с "Партией жуликов и воров", которая как-то уже поднадоела людям, – "банда патриотов". Это приятно. Все остальное, конечно, очень плохо. Такое впечатление, что президент живет в какой-то совершенно другой стране.

– Да, как мы увидели в начале линии, Путин не верит, что люди получают 10 тысяч рублей. Он осознает, что происходит?

– По-видимому, не до конца. Он также, например, не знает, что эсэмэсками собирают деньги на лечение больным детям. Он не понял вопрос, когда он как-то случайно проскочил. И даже когда ведущие попытались ему тактично объяснить, о чем речь, он все равно не врубился. Это, конечно, говорит об очень многом. Он говорит как царь. Он чувствует себя царем, который не находится в электоральной ситуации по определению. Он не чувствует, что его кто-то выбирал, и главное, он понимает, что его никогда выбирать и не будут. Он выступает как абсолютистский монарх, данный Богом. В этом качестве он и говорит. Я ехал электричкой, когда шла прямая линия. Вы знаете, у нас всегда половина народу сидит, уткнувшись в телефоны. И я шел и загадывал, что люди смотрят? Я не нашел во всей электричке ни одного человека, который бы смотрел прямую линию с президентом. Для меня такие кейсы важнее каких-то официальных отчетов, которые то ли правда, то ли неправда. Я не вижу людей, которым интересно, что он сказал. Я не представляю себе, чтобы кто-нибудь мне сегодня сказал: "Слушай, у него была прямая линия, а я не мог послушать. Что он сказал?" Наплевать всем на то, что он сказал. Уже давно никто ничего не ждет. Очень интересен отбор вопросов. Да, было очень много по социальной сфере, потому что они понимают, что ситуация на грани взрыва. Но интересно, что его не спросили про Чемодановку, его не спросили про пенсии! Вы можете себе представить, что пенсия, оказывается, не интересует людей! И, конечно, не прошел вопрос, который интересует всех политически активных людей: "Ты в 2024 году уйдешь или так и будешь сидеть, пока жив?"

Радио Свобода

XS
SM
MD
LG