Сегодня в ходе «министерского часа» парламент Грузии заслушал главу МИД Давида Залкалиани. Депутатов, прежде всего, интересовали детали встречи с главой МИД РФ Сергеем Лавровым.
По словам министра, Грузия находится в зоне сложного геополитического разлома, поэтому влияние глобальных процессов на Грузию весьма ощутимо. В этих условиях проведение мирной и рациональной внешней политики является главной предпосылкой для стабильного развития страны, а также эффективным инструментом восстановления доверия людей, разделенных оккупационными линиями, начал свое выступление Давид Залкалиани. Обвинения оппозиции, что Грузия постепенно переводит вектор отношений с Запада на Россию, министр решительно отверг:
«Сегодня прозвучало важное заявление Джеймса Аппатурая (спецпредставитель генсека НАТО по странам Южного Кавказа), который подчеркнул, что Грузия как никогда близка к членству в НАТО. Это заявление является признанием того, что страна движется в евроатлантическом направлении. Также одним из основных направлений является углубление отношений во всех форматах с нашим основным партнером – США. Это касается как оборонной, так и экономической составляющей. Мы хотим, чтобы отношения в экономической сфере были столь же интенсивны, как сотрудничество в сфере безопасности. При поддержке парламента в США направлено предложение об установлении режима свободной торговли между Грузией и Америкой».
После доклада министра пленарная сессия перешла в режим диалога.
Большинство вопросов как большинства, так и оппозиции касалось встречи Залкалиани с главой МИД РФ Лавровым. Естественно, более остро звучали вопросы оппозиции. Один из лидеров «Нацдвижения» Саломе Самадашвили поинтересовалась, была ли согласована встреча с кем-либо, кроме лидера «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили?
«Что касается встречи с Лавровым, мне интересна динамика согласования встречи. Это произошло после консультаций с парламентом и правительством? Все мы помним насмешки Лаврова, от которого мы, кстати, узнали, что встреча состоялась по вашей инициативе, и что ваш комментарий длился дольше встречи. Был ли затронут вопрос оккупации? Какой смысл в этих встречах, если этого не обсуждать?»
По утверждению Залкалиани, встреча была организована по инициативе швейцарских посредников и длилась около получаса:
«Убежден, что эта встреча была своевременной и важной. Повторюсь, решение о переговорах было принято после консультаций с нашими партнерами в сжатые сроки. Одним из главных мотивов и факторов встречи с Сергеем Лавровым в рамках Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке была тяжелая волна незаконной «бордеризации», которая происходила на протяжении последних трех месяцев. Второе направление – это возможный пересмотр переговорных форматов с Россией, и это также было обсуждено. Также был затронут вопрос возобновления прерванного по инициативе российской стороны авиасообщения».
По мнению министра, по всем интересовавшим грузинскую сторону вопросам были получены обстоятельные ответы – интенсивность «бордеризации» снизилась, переговорные форматы будут сохранены в текущем режиме, а полеты российских судов будут возобновлены в ближайшее время.
Далее министр попытался ответить оппозиции, которая не раз делала акцент на секретном и унизительном для Грузии формате встречи с Лавровым:
«Разумеется, я проконсультировался с премьер-министром Грузии, вопрос решался оперативно. Кроме Лаврова я встречался с представителями 38 государств. Меня сопровождала глава парламентского комитета по внешним связям Софо Кацарава, и, думаю, вопросов возникать не должно. Что касается спекуляций о том, что о результатах встречи узнали из российских СМИ, это также является неправдой. Я дал интервью грузинским телеканалам, в Нью-Йорке было десять вечера, а в Тбилиси раннее утро, но по некоторым каналам сюжет прошел. Первым итоги встречи прокомментировал представитель швейцарского МИДа, который подтвердил, что встреча состоялась по инициативе посредников, а не грузинской стороны».
В целом, по словам Залкалиани, на фоне 12-летнего отсутствия дипломатических контактов на высшем уровне надежд на скорый прорыв в отношениях с Россией сложно было ожидать. «Встреча с главой МИД России актуализовала вопрос Грузии в международной повестке дня – и это один из главных результатов встречи», – подытожил главный дипломат Грузии.