Accessibility links

Тбилиси и Москва выходят на связь. Что дальше?


В части оппозиции считают опасным разговор Тбилиси с Москвой «тет-а-тет»
В части оппозиции считают опасным разговор Тбилиси с Москвой «тет-а-тет»

В Грузии бурно обсуждают встречу министров иностранных дел Грузии и России. О встрече Сергея Лаврова с Давидом Залкалиани грузинское общество узнало из российских СМИ. Они же утверждают, что встреча на полях 74-й Генассамблеи ООН состоялась по инициативе Тбилиси, хотя сегодня МИД Грузии эту информацию назвал инсинуацией. И, несмотря на то, что встречу двух министров положительно оценили западные партнеры, многие в Грузии все же пытаются докопаться до правды.

В том, что встреча главы грузинского МИДа Давида Залкалиани с российским коллегой состоялась с одобрения западных партнеров, убеждал сегодня общество и премьер-министр Георгий Гахария. Стоя у мемориала погибших за территориальную целостность Грузии, глава правительства напомнил, что 27 сентября, день падения Сухуми, – трагическое напоминание о том, как важен мир и диалог:

«Надеюсь, эта встреча, которая состоялась в штаб-квартире Генассамблеи, будет способствовать урегулированию сложнейших грузино-российских отношений. Разумеется, единственный путь урегулирования этих проблем – это международные правила и законодательства, а также, безусловно, тесное сотрудничество с нашими партнерами. Вот таким был дух этой встречи, полностью синхронизированный с (рекомендациями) наших международных партнеров. Холодная прагматичная политика с единственным условием: война – не выход. Это та платформа, с которой мы должны разговаривать со всеми, чтобы заложить фундамент единения и демократического развития нашей страны».

Тбилиси и Москва выходят на связь. Что дальше?
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:30 0:00
Скачать

Встречу Лаврова-Залкалиани приветствовали с утра и посольство США в Тбилиси, и ЕС, и Генсек ООН, тем самым косвенно подтверждая заявления представителей правящей «Грузинской мечты» о том, что они были информированы о встрече, организованной при посредничестве швейцарской стороны. А если верить тем же заявлениям грузинских властей, – даже настоятельно рекомендовали. В диалоге ничего плохого не видят оппоненты власти. Депутата «Европейской Грузии» Давида Бакрадзе настораживает другое:

«В правильном контексте и формате диалог с Россией не проблема, в том числе, и с оккупантом для защиты интересов своей страны. Но проблема возникает тогда, когда власть это делает тайком и общество об этом узнает из российских СМИ, а перед встречей власть выступает против учреждения санкций против России. Из-за всего этого и возникают вопросы».

К тому же Давид Бакрадзе считает, что у нынешних властей нет ресурсов, чтобы вести этот диалог в правильном русле. Такого мнения придерживаются и в «Нацдвижении», считая опасным разговор Тбилиси с Москвой «тет-а-тет».

Зато в другой части оппозиции власти хвалили, но с упреком – это нужно было делать раньше. Нино Бурджанадзе, глава «Демократического движения», пристыдила всех тех, кто критиковал ее за визиты в Москву и позицию в защиту прямого диалога с РФ.

«Не стыдно сейчас тем людям, которые называли Бурджанадзе предателем? Я оказалась права?» – возмущалась политик из-за того, что упущено столько времени.

На свой вклад в эту встречу обратили внимание общественности и депутаты «Альянса патриотов». Они ведь несколько раз слетали в Москву, чтобы наладить отношения. Из-за скудной информации грузинские наблюдатели теряются в догадках. Валерий Чечелашвили, бывший посол Грузии в Украине, старший научный сотрудник фонда Рондели, отмечает: не имеет значения, по чьей инициативе состоялась встреча, главное – о чем на ней говорили:

«Меня интересует, смогла ли на этой встрече грузинская сторона хотя бы спросить, оценивает ли Москва должным образом тот факт, что Грузия с полной остротой на международной арене не ставит вопрос об упоминании Грузии в санкциях против России? Хотя я считаю эту политику Тбилиси ошибочной. На Западе часто говорят, что санкции можно снять, как только Россия выполнит Минские договоренности по Украине. В этом раскладе Грузия вообще не видна».

Чечелашвили напоминает, что Россия – ненадежный партнер, и советует грузинским властям всегда об этом помнить. Многие грузинские наблюдатели отмечают, что у власти нет четкой стратегии и плана действий в вопросе урегулирования отношений с РФ. Специалист по международным вопросам Георгий Гобронидзе не исключает, что к этой встрече грузинские власти подтолкнуло обострение ситуации на разделительной линии, особенно после кризиса на участке Чорчана-Цнелиси с представителями де-факто властей Южной Осетии. По мнению Георгия Гобронидзе, российско-грузинские отношения требуют открытости и консолидации мнений:

«Такие процессы должны идти с вовлечением всех сторон общества, чтобы Грузия о своих проблемах и интересах говорила за рубежом одним голосом. Нашим партнерам трудно анализировать ситуацию, когда одна сила говорит одно, вторая – другое. У нас сейчас идет очень чувствительный внутриполитический процесс. Выборы приближаются, а мы – страна хрупкой политической системы, и поэтому количество неприятных моментов будет увеличиваться».

О чем говорили на встрече Лавров и Залкалиани? У политолога Гии Хухашвили есть свои предположения:

«Единственный конкретный вопрос, который там мог обсуждаться, – это, наверное, просьба Грузии к РФ о помощи, чтобы охладить горячую фазу процесса бордеризации и как-то законсервировать это. Но природа всякой империи, не только России, не предусматривает уступок. Если она пойдет на уступки, она потребует взамен в десять раз больше».

Поэтому Хухашвили эту встречу считает больше опасной, чем позитивной.

Что происходит в грузинском селе Чорчана
please wait

No media source currently available

0:00 0:02:03 0:00

XS
SM
MD
LG