Accessibility links

Путин-2036. Перевод на грузинский


Владимир Путин благодаря конституционным поправкам может править до 2036 года
Владимир Путин благодаря конституционным поправкам может править до 2036 года

Как Грузии относиться к тому, что Владимир Путин может остаться у власти до 2036 года? Сегодня российский президент и сам к тому же высказался о сложных российско-грузинских отношениях.

«Владимир Путин объявлен императором», – под таким заголовком, еще накануне начали дискуссию грузинские юзеры на forum.ge тему, обсуждая новость о том, что Владимир Путин благодаря конституционным поправкам может править до 2036 года. Новость не стала неожиданностью, скорее, сбылись пессимистические прогнозы о том, что, пока Путин во главе РФ, не стоит ожидать улучшений ситуации между двумя государствами. И это надолго.

Это предположение подтвердил сам президент России. В интервью ТАСС он обвинил Михаила Саакашвили в том, что тот не сдержал слово и силовым путем попытался решить вопрос Абхазии и Южной Осетии. Говоря об охлаждении отношений России с Грузией, российский лидер заявил, что власти этой страны просто «отпрыгнули в сторону» от Москвы.

Путин-2036. Перевод на грузинский
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:21 0:00
Скачать

«И мы здесь ни при чем. Это пускай они скажут спасибо Михаилу Николаевичу», – заметил Путин, видимо, предлагая грузинскому народу спустя 12 лет после августовской войны свыкнуться с мыслью о необратимости признания Москвой независимости Сухуми и Цхинвали.

«Что после 2012-го, когда сменилась власть Саакашвили, помешало Путину исполнить договор о прекращении огня и вывести свои войска из Абхазии и Южной Осетии?» – возмущались в ответ некоторые грузинские пользователи соцсетей. Заодно вспоминая, что с 2012 года Грузией правит «Грузинская мечта», представители которой тоже, кстати, винят в этом Михаила Саакашвили.

Слова российского президента о Саакашвили и грузино-российских отношениях для международника, преподавателя ТГУ Коте Шубитидзе стало очередным доказательством проигрышной политики «Грузинской мечты», которая с момента прихода к власти выступала за смену риторики и урегулирования отношений с Москвой. Шубитидзе считает «Грузинскую мечту» самым уступчивым правительством по отношению к РФ за всю историю постсоветской независимости:

«Политика «Грузинской мечты» не изменилась, какой бесхребетной она была, такой и осталась. Власть пошла на многие уступки РФ с 2012 года и ничего путного не получила. Нет деэскалации в зонах конфликтов, не остановлены новые волны бордеризации, похищения людей, мы ничего не получили взамен кроме ухудшения ситуации».

Что же касается перспективы долгих лет правления Владимира Путина, как убежден Коте Шубитидзе, пока он жив, ничего не изменится:

«Не важно, какую формально должность будет занимать Путин в РФ. Он оставался бы фактическим правителем, и в этих условиях между двумя государствами отношения радикально не могут измениться. В такой ситуации важнее всего международная обстановка. Запад, надеюсь, постепенно пересмотрит свою позицию, как раз накануне президент Эстонии (Керсти Кальюлайд) в интервью каналу MSNBC заявила, что на Западе не должны забывать об оккупации грузинских территорий. Он отметила, что политика РФ грозит кризисом Европе. Поэтому важнее, насколько Запад серьезно воспринимает исходящие от России проблемы и насколько Грузия будет готова эффективно воспользоваться перспективами поддержки Запада. Поэтому на какой должности будет Путин в будущем – президентом или главой Совета федерации, – не имеет значение. То, что в России диктатура, мы уже знаем около двадцати лет».

Политолог считает, что начавшийся экономический кризис заставит Кремль быть более сговорчивым с западными странами. Так не считает специалист по международным отношениям, профессор Института общественных дел (GIPA) Торнике Шарашенидзе:

«Что касается экономического кризиса, снижение цен на нефть, видимо, в Кремле расценивают как временное явление, вызванное распространением коронавируса. Россия гораздо больший экономический удар получила в 2014-15 годах, когда с санкциями против нее совпал и спад цены на нефть. Поэтому не думаю, чтобы в руководстве РФ особенно боялись этого кризиса».

По мнению Шарашенидзе, глава России Запада не боится, как и критику с его стороны. Брюссель исчерпал возможности санкций и дальше идти не хочет, говорит грузинский политолог. По его мнению, самому Путину важнее, чтобы его поддерживало хотя бы 50% населения России. И это, по всей вероятности, у него будет.

«Он хочет, чтобы Грузия вернулась в сферу влияния России. И в таком сложном вопросе, как война, хочет, чтобы вся вина легла на Саакашвили. Знакомая тема –«грузинский народ ни при чем, и если он осудит ошибку Саакашвили, тогда можно говорить». Такова позиция Путина, об этом он не впервые сказал. Конечно, Грузия не должна и не сможет восстановить дипотношения с Россией. Но на каком-то уровне диалог между двумя странами должен идти. Хотя бы для того, чтобы те, кто принимает решения в Грузии, знали, что происходит в России и с чем имеют дело. Конечно, это не изменит радикально грузино-российские отношения. Но мне главным кажется другое. Важно, чтобы Грузия концентрировалась на развитии демократии и экономики у себя в государстве. Что гораздо легче сказать, чем сделать», – признается Торнике Шарашенидзе.

Россия обречена на долгие годы застоя, считает бывший посол Грузии в Великобритании, старший научный сотрудник фонда Рондели Георгий Бадридзе:

«Мирная смена власти в таких странах практически никогда не происходит. Это происходит или вследствие большого кризиса, или революции, потрясений, или вследствие естественного ухода из жизни престарелого лидера. Россия выбрала последний путь, когда власть изменится только тогда, когда Путин станет совершенно дряхлым и, возможно, естественным путем покинет свой пост. За это такие страны обычно платят большой ценой. Это называется застой как минимум».

И как бы грузинскому политологу был несимпатичен Владимир Путин, он вынужден признать:

«Винить во всем Путина тоже наивно. Потому что проблемы России с ее соседями, особенно с Грузией, начались до Путина. Если Россия будет оставаться такой же страной, как сейчас, где вся власть принадлежит неизвестно как проникшей в Кремль маленькой группе людей, которая не является результатом демократического процесса».

Такая ситуация сложилась не без участия российского общества, продолжает Георгий Бадридзе:

«К сожалению, я не хочу никого оскорблять, но в России общество ведет себя как агрессивно-покорное большинство, которое дает возможность лидерам Кремля очень часто злоупотреблять доверием, использовать его для собственного обогащения, а потом оправдывать не очень хорошие результаты своего правления для внутренних процессов какими-то внешними победами, как «Крым наш» или «Мы им покажем Кузькину мать» – например, в Сирии и тому подобное. Потому я не думаю, что даже с уходом Путина, если все будет оставаться так как есть в политической системе, политической культуре, что-нибудь быстро изменится».

XS
SM
MD
LG