Accessibility links

ГПЦ закон не писан


Грузинская православная церковь не собирается выполнять правила, предписанные введенным в стране чрезвычайным положением. Священнослужители продолжают проводить службы, двери церквей открыты для прихожан.

Введение чрезвычайного положения в связи с опасностью распространения коронавируса никак не отразилось на деятельности Грузинской православной церкви. Сегодня на воскресную службу в храмах собралось большое количество прихожан. И лишь небольшая часть из них соблюдала рекомендацию медиков сохранять «социальную дистанцию» в два метра. Большинство верующих считает, что, находясь в церкви, они защищены гораздо лучше, чем будучи в самоизоляции.

Никого из пришедших послушать воскресную литургию не смущает и то, что своим приходом они нарушили вчерашнее решение правительства о введении в стране чрезвычайного положения. Вызванный в связи с этим в центральный кафедральный собор Святой троицы полицейский патруль после непродолжительной беседы покинул храм. Никаких действий в отношении нарушителей предпринято не было.

please wait

No media source currently available

0:00 0:05:21 0:00
Скачать

Сами церковные иерархи уверяют: государство не имеет никакой власти в делах духовных, и храмы не закроют свои двери для прихожан, сколько бы их ни пришло. Об этом, в частности, заявил епископ Бодбийский Иаков (Якобашвили):

«Если будет необходим комендантский час, то почему мы должны сказать нет? Но сейчас многие партии голосуют за то, чтобы ограничить церковь. Я на это скажу так – у них не хватает IQ. Как мы должны прекратить (службы)? Люди приходят… что, мы должны патруль вызывать? Вот приехали… как приехали, так и уехали. Это не их дело. Если люди приходят молиться, пусть приходят. Государство это никак не проконтролирует. Если ко мне придет тысяча человек, я что, скажу: только десяти можно? Или двадцати, или тридцати? Как я скажу, идите домой, тем, кого привел сюда Господь?»

Впрочем, не все священнослужители настроены столь радикально. Архиепископ Потийский и Хобский Григол (Бербичашвили), который не так давно инициировал внутрицерковную дискуссию о введении ограничений на отправление богослужений, и сегодня советует своим прихожанам по возможности слушать проповеди снаружи или оставаться дома, обещая, что, в случае необходимости, священники могут провести обряд причастия на дому.

«Свяжитесь с нами, составим списки, придем к вам домой и причастим на дому. Да и вообще не так часто люди причащаются, чтобы именно сейчас вдруг захотеть каждый день причащаться. Некоторые вообще только на Пасху приходят, некоторые только по праздникам. Каждый должен сам проявлять ответственность. Если видите, что внутри тесно, выйдите на улицу, там стоят репродукторы, есть возможность сохранять дистанцию и слушать. Если вы не будете выполнять наши просьбы, нам придется проводить богослужения в самой маленькой церкви в епархии, где помещается максимум пять человек. И все будут слушать на улице».

В руководстве страны позицию церкви стараются не комментировать, ограничиваясь общими фразами. Ни о каких конкретных действиях в отношении нарушителей речи пока не идет.

«Надо сохранять дистанцию, так как в противном случае это может способствовать распространению инфекции. Консультации продолжатся со всеми, кому необходимы разъяснения. Угроза является единой для всех. Собрания людей являются угрозой, поэтому мы должны этого избегать. Это вопрос, касающийся всего общества. Мы должны сохранять дистанцию, чтобы не подвергать опасности ни себя, ни других. Коронавирус представляет одинаковую угрозу для всех», – заявил глава парламентского комитета по здравоохранению Дмитрий Хундадзе.

При этом в оппозиции отметили, что объявленное премьер-министром ограничение на собрание больше чем 10 человек одновременно не нашло документального отражения в обнародованном позднее официальном декрете президента страны о введении чрезвычайного положения. Не был этот пункт отмечен и в заявлении председателя парламента. По словам лидера партии «Новая Грузия» Георгия Вашадзе, фактическое замалчивание этого пункта вкупе с отказом Грузинской православной церкви его выполнять сводит на нет весь смысл введения чрезвычайного положения:

«К сожалению, должен сказать, что в связи с указом о введении чрезвычайного положения, которое уже утвердил парламент, перед лицом угрозы здоровью граждан нас также поставили перед лицом угрозы голода. Любой подобный документ, который утверждается правительством, должен сопровождаться соответствующим планом действий. Я искренне задаю вопрос премьер-министру Гахария и власти в целом: почему вы противопоставляете здоровье экономике? Этот декрет о чрезвычайном положении в его нынешней форме (не прописан запрет на собрание больше 10 человек одновременно) не только не поможет, но и, наоборот, лишь усугубит ситуацию. Этим мы фактически обрушиваем сель на нашу экономику и рабочие места».

Закрыв все торговые объекты, за исключением продовольственных магазинов и аптек, но не обеспечив при этом изоляцию граждан, правительство тем самым не решило проблему, но лишило людей работы, уверяет Вашадзе.

Представители экономического блока уклоняются от ответа на вопрос, есть ли у правительства конкретная программа действий по поддержке населения. В особенности тех людей, которые в связи с введением в стране чрезвычайного положения лишились возможности заработка.

Эпидемиологи, со своей стороны, воздерживаются от оценки позиции священнослужителей в связи с фактическим отказом соблюдать режим ЧП, однако главный инфекционист страны Паата Имнадзе сегодня еще раз подчеркнул необходимость самоизоляции граждан.

«Главное в сегодняшней борьбе – это соблюдение «социальной дистанции». То есть, к сожалению, нужно по возможности исключить контакты между собой. Я понимаю, что за один день осознать это сложно. Но это необходимо сделать всем гражданам, в любой точке страны».

Как будет реагировать правительство на откровенное нарушение рекомендаций медиков и закона о чрезвычайном положении со стороны церкви, пока не ясно. Власти страны хранят молчание. Тем временем число инфицированных граждан достигло 54 человек.

XS
SM
MD
LG