Accessibility links

Рекомендации абхазской СЭС к школам: на бумаге все гладко


К началу учебного года Санитарно-эпидемиологическая служба Абхазии разработала предписания для школ, их обсудили на совещании в Министерстве просвещения и языковой политики. Некоторые рекомендации вызвали в обществе вопросы.

До Дня знаний – 1 сентября, выпадающего в этом году на вторник, – осталось ровно две недели. Пока еще не объявлено точно, начнутся ли в этот день занятия в общеобразовательных школах Абхазии, все зависит от развития эпидемиологической ситуации в стране, которое, как мы знаем по накопленному уже опыту, во многом непредсказуемо. Но если судить по настрою в обществе, большинство в нем ратует за начало учебы в этот день (если не случится, конечно, резкого ухудшения эпидемситуации): во-первых, дети не учатся уже с 18 марта, поскольку кабмин прервал их занятия еще до полномасштабного введения в Абхазии ограничительных мер, иными словами – почти полгода, что не может не сказаться отрицательно на учебном процессе; во-вторых, во многих семьях младшеклассников не с кем оставить дома…

Рекомендации абхазской СЭС к школам: на бумаге все гладко
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:42 0:00
Скачать

К началу учебного года Санитарно-эпидемиологическая служба Абхазии разработала предписания для школ. Вот основные рекомендации:

  1. Установить возрастной ценз для учителей до 65 лет;
  2. Школы, в которых слишком много детей, разгрузить, отправив часть учеников обучаться по месту жительства;
  3. Разгрузить классы до 18-20 человек;
  4. Отказаться от всех линеек и школьных концертов;
  5. По возможности отделить младшую школу от старшей и постараться организовать для них раздельный вход в здание;
  6. На всех входах в школу проверять температуру и дезинфицировать руки;
  7. Организовать учебный процесс так, чтобы дети старшей школы не перемещались по кабинетам, то есть закрепить за каждым классом свой кабинет;
  8. Сократить время уроков в начальной школе до 30 минут, а перемены увеличить до 10-15 минут.

К некоторым из этих ограничительных рекомендаций успевшие в обществе с ними познакомиться отнеслись с пониманием, положительно: ну, скажем, без торжественных линеек и других массовых мероприятий, на которые собирается вся школа, действительно как-то можно временно обойтись, как и без перемещений классов по кабинетам. Но некоторые рекомендации вызвали у многих недоумение. Скажем, что реально может дать сокращение урока с 45 до 30 минут? Или увеличение, соответственно, времени перемен, во время которых ученики, наоборот, могут бегать по всей школе и контактировать с намного большим числом детей?

Ну, а некоторые рекомендации можно заранее отнести к конфликтогенным. Да, люди в возрасте 65 и более лет относятся медиками во время пандемии к группе повышенного риска, но если такой педагог (их в Абхазии немало), наоборот, будет упорствовать в своем желании работать? А как сокращать число учеников до 20 в классе, где учится, к примеру, 27-28 детей? Жребий бросать, уменьшать класс за счет неуспевающих, или же… При одной только мысли, сколько конфликтов, споров, разбирательств наверняка породит все это на практике, может «поплохеть»…

Хотя все это – только рекомендации СЭС, конкретных решений по ним в министерстве, региональных отделах образования и школах пока не принималось. И ясно, что это ведомственный подход; СЭС было необходимо обозначить свои предложения, отчитаться о проделанной работе (говорю это без иронии, а с пониманием роли и позиции каждого ведомства). Тут вспоминается и предложенный пару месяцев назад Министерством по туризму план поэтапного начала туристического сезона: сперва пересекать границу на Псоу разрешат организованным туристам с путевками на срок не меньше…, потом, через две недели – другой категории и так далее. Легко представить себе, какой хаос, сколько конфликтов, проблем, коррупционных эпизодов на границе могла бы породить практическая реализация этого плана… Тут в обоих случаях вспоминается фраза Льва Толстого: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить».

В первом случае план Минтуризма отпал в результате как развития ситуации (границу открыли только 1 августа), так и решения вышестоящих властей РФ и Абхазии; во втором, надеюсь, названные рекомендации тоже не будут приняты к действию бездумно и без всякой корректировки. Да и реально ли их все осуществить?

Впрочем, поход к их выполнению с умом – например, второго пункта рекомендаций, может даже помочь решению отдельных проблем, скажем, «перекосов» в комплектации сухумских школ. Когда вчера министр просвещения и языковой политики Абхазии Инал Габлия провел совещание, где обсуждались предписания санитарно-эпидемиологической службы республики по снижению рисков распространения коронавируса во всех учебно-воспитательных учреждениях республики, начальник Управления образования администрации Сухума Астанда Таркил рассказала, что около 20% от общего числа учащихся в сухумских школах не являются жителями столицы. Например, из Гулрыпшского района приезжают 540 детей в сухумскую 6-ю школу, где всего учатся 732 человека. Переполненность классов в некоторых сухумских школах, пояснила Таркил, связана с тем, что родители стремятся отдавать своих детей в школы, в которых условия для обучения лучше, чем в других. Если бы другие школы были оборудованы хорошо, работал бы спортзал и так далее, то в школах Сухума было бы не так много детей, сказала она.

На «Эхе Кавказа», кстати, уже освещалась эта проблема. Отмечалось, в частности, что несколько лет назад после капитального ремонта сухумской 3-й средней школы туда устроило своих детей много жителей Сухумского района, что множество детей, живущих вблизи школ на окраинах Сухума, их родители записали и упорно возят в школы в центре города.

Если хотя бы упомянутые 20% будут учиться в своих районах, говорилось на совещании, это поможет уменьшить перегрузку в ряде сухумских школ. Но решить эту проблему, учитывая, в частности, сопротивление родителей, весьма непросто.

Директор сухумской 10-й средней школы Аида Кварчелия отметила, что переполненные классы этого учебного заведения – это и следствие нехватки в Сухуме абхазских школ.

Уменьшение количества учеников в классе возможно также за счет введения нескольких смен. Некоторые столичные школы и раньше работали в две смены. Увеличение числа таких школ потребует большей загруженности преподавателей, если государство готово поддержать эту меру в финансовом плане. В этом учебном году в первый класс в Сухуме пойдут около 1200 учеников.

Директор сухумской школы №2 Ирина Повирскер отметила, что традиционно в классах этой школы численность учеников выше сорока человек. «Сейчас мы стараемся до этого не доводить, у нас четыре класса, в которых максимальное количество учеников 37. Самое меньшее – 25-26. Всего на начало учебного года у нас будет 43 класса, если не учитывать первый класс», – сказала она. А говоря про то, что дети должны обучаться по месту жительства, предположила, основываясь на опыте, что родители будут нести недействительные справки об этом самом месте жительства.

Словом, министерству и педколлективам школ надо много потрудиться, чтобы обезопасить учебный процесс в условиях продолжающейся пандемии. Но очень важно при этом и не наломать дров…

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG