Accessibility links

Споры вокруг майнинга перед вероятным энергетическим коллапсом в Абхазии


В абхазском обществе бурно обсуждают опубликованные вчера вечером на сайте кабинета министров республики три постановления правительства «о регулировании криптодеятельности в Абхазии». Эта тема и так была в последние дни в фокусе внимания многих, в том числе в интернет-сообществе. Особенно после репортажа Абхазского телевидения в четверг 17 сентября о том, что гендиректор РУП «Черноморэнерго» Михаил Логуа и председатель правления ООО «ИнгурГЭС» Леван Мебония обсудили вопрос веерных отключений электроэнергии в Абхазии.

«Таких нагрузок, как в этом году, ранее не было. Вы отметили, что даже в период, когда курортного сезона в Абхазии еще не было, нагрузки значительно превышали показатели прошлого года, они растут и сегодня, несмотря на то, что нас ждут пиковые месяцы», – сказал на встрече Михаил Логуа. Отмечалось также, что сегодня выработка электроэнергии ИнгурГЭС составляет два миллиарда 38 миллионов киловатт-часов, и порядка 450 миллионов киловатт-часов вырабатывает перепадная ГЭС. Из них Абхазия потребила более полутора миллиардов киловатт-часов, что на 360 миллионов киловатт-часов больше, чем в прошлом году, и это несмотря на отложенный курортный сезон.

Скачать

Леван Мебония подчеркнул, что в ноябре и декабре, с наступлением отопительного сезона, нагрузка на сети увеличится в значительной мере. «Может быть, даже линии не будут выдерживать, если не будете отключать электричество. Такими темпами, как мы идем сейчас, до 15 февраля дефицит может составить 150 миллионов киловатт-часов», – сказал Мебония. (Напомним, что 15 февраля ИнгурГЭС останавливается на три месяца на давно запланированный ремонт деривационного тоннеля. Поскольку это единственная питающая Абхазию электростанция, правительство республики с российскими коллегами прорабатывает вопрос обеспечения перетока электроэнергии из России на время ремонта.)

«В ходе совещания были уточнены детали, какой именно мощности будет не хватать для Абхазии, в связи с этим будут прорабатываться вопросы об ограничении подачи электроэнергии потребителям. Возможно, с 1 октября будут введены веерные отключения. Графики будут корректироваться, население об этом будет предупреждено», – сказал директор по оперативно-технологическому управлению «Черноморэнерго» Руслан Кварчия.

Надо сказать, что к веерным отключениям электроэнергии жителям Абхазии не привыкать, но в последние годы период этих отключений приходился обычно на конец зимы – начало весны, когда из-за падения до критической отметки уровня воды в Джварском водохранилище возникала необходимость ее строжайшей экономии, чтобы ГЭС не остановилась. Винили в этом и неуемное потребление электричества в Абхазии, и глобальное потепление, из-за которого уменьшается снежный покров в горах и, соответственно, объем его весеннего таяния, и отсутствие своевременных осадков. Но о вероятности веерных отключений уже в октябре в прежние годы речь не заходила. Кстати, вскоре в соцсетях начал «гулять» предполагаемый, хотя официально и никем не подтвержденный график этих отключений: четыре раза по два часа в течение суток, на разных участках республиканской электросети, естественно, в разное время.

Много было возмущенных интернет-комментариев, и особенно пользователи ополчились на криптовалютчиков, чьи майнинговые фермы, порой действующие нелегально, расплодились в последние годы в Абхазии благодаря невиданно низкой цене за потребляемую электроэнергию в республике. Именно с их деятельностью (вспомнили и видеоролик о завозимом в Абхазию в начале лета оборудовании для этих ферм) увязало большинство нынешний скачок потребления электроэнергии в стране. Кто-то ратовал за полный запрет деятельности криптофермеров в Абхазии, кто-то за радикальные меры по упорядочению их деятельности, чтобы она приносила больше дохода государству и не ставила под угрозу коллапса его энергетику. Другой вопрос – как этого добиться?

Тема эта поднималась в ходе встреч президента страны Аслана Бжания с представителями населения Гагрского и Очамчырского районов.

18 сентября СМИ сообщили, что комиссия РУП «Черноморэнерго» по выявлению нелегально подключенных объектов к сети предприятия обнаружила семь ферм для майнинга криптовалюты в Очамчырском районе. Были выявлены и отключены пять объектов по майнингу криптовалют суммарной мощностью 3МВт. Также были обнаружены еще две фермы, готовые к подключению, суммарной мощностью 0,8 МВт. Объекты были подключены к фидеру (кабельная линия, через которую происходит подключение к электроподстанции) «Баслаху» с повысительной станции «Очамчыра-тяга», что серьезно усложнило электроснабжение в районе. Во избежание повторного подключения данных объектов, контроль возложен на соответствующие службы «Черноморэнерго».

Итак, что же предусмотрено обнародованными вчера постановлениями кабмина? В частности, он установил специальный тариф на электричество для майнеров: «Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по добыче криптовалют, устанавливается тариф в 1 рубль 50 копеек за 1 киловатт-час (с учетом НДС)». При этом кабмин вправе вводить временное ограничение на потребление электроэнергии лицами, осуществляющими деятельность по добыче криптовалют; либо утвердить временный тариф на электроэнергию в размере средней стоимости осуществления перетока 1 киловатт-часа электроэнергии из других стран за три года, предшествующих году утверждения указанного в настоящем абзаце временного тарифа на электроэнергию, но не более 2 рублей 90 копеек (в том числе НДС) за 1 киловатт-час». (Напомним, что физические лица в РА платят 40 копеек за потребленный киловатт-час.) Кабинет министров постановил ввести сроком на шестьдесят календарных дней ограничение на ввоз на территорию республики товаров (вычислительных машин), предназначенных для осуществления деятельности по добыче криптовалют.

Большинство встретившихся в интернет-сообществе откликов были резко отрицательными: «Вышло новое постановление кабинета министров Республики Абхазия по вопросу добычи криптовалюты, которое ничуть не запрещает майнинг и функционирование криптоферм, а ставит вопрос об эффективности использования энергоресурсов. Я ничего не понимаю. Какая ... эффективность от этих ферм? Где вы ее видите? То, что с 1 октября нам свет будут отключать в сутки по восемь часов? В этом ваша эффективность? Или криптовалютчики нашли способ делиться с вами легкими деньгами? Или они начали платить за потребленную электроэнергию и еще налоги в придачу? Я обещаю вам: если вдруг мы не будем получать электроэнергию в полном объеме с начала октября из-за действий майнинговых ферм, я буду ежедневно требовать от властей наложения полного запрета на деятельность криптоферм. Более того, я буду считать нынешние власти марионеточными и такими же неэффективными, как и прежнее руководство, возглавлявшееся Хаджимба»; «Этим окончательно и добьют нашу и так на ладан дышащую энергетику. Лицензии и прочая перечисленная в этом документе лабуда – еще одна кормушка для коррупционеров. Даже если все майнеры будут оплачивать сто процентов за потребленную энергию, это не покроет все отрицательные факторы»; «Они сами не ожидали, какой клад эта энергетика. Тем более во времена, когда больше не на чем по-быстрому «нагреться»; «Научились наши лежа на диване набивать карман. Мечта, а не жизнь. Некоторые так и вовсе почти как олигархи рубят до миллиона в месяц».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG