Accessibility links

Два детства Чика – Габая и Галазова


На съемках фильма «Детство Чика» в Сухуме
На съемках фильма «Детство Чика» в Сухуме

Вчера, 7 октября, в семь вечера на сцене Государственного русского театра драмы им. Ф. А Искандера открылся VI Международный фестиваль культуры Фазиля Искандера «Стоянка человека». В силу известных всем обстоятельств – коронавирусной пандемии, которая в последние дни в Абхазии «перешла в активное наступление», – этот трехдневный фестиваль будет проходить нынче с минимумом мероприятий и при строгом соблюдении предписаний ограничительного характера. Вот и вчера руки всех заходивших в здание театра обрабатывали антисептиком, выдавали им медицинские маски. Все заполнившие зал сидели в масках.

«Искандер – это антидепрессант»

Сперва был показан короткий документальный фильм, рассказывающий о пяти предыдущих фестивалях. После чего поднявшийся на сцену директор РУСДРАМА Ираклий Хинтба сказал о предстоящей демонстрации художественного фильма осетинского режиссера Аслана Галазова «Детство Чика», созданного по рассказам знаменитого писателя:

«Сегодня это предпремьерный показ. Премьера этого фильма состоится через некоторое время официально. Вы первые зрители этого произведения искусства. Я хотел бы подчеркнуть, что фильм «Детство Чика»… его производство было поддержано Министерством культуры Российской Федерации… Как сказала Наталья Иванова, Искандер – это антидепрессант. Антидепрессант, который можно прописывать любому человеку, без каких-либо побочных эффектов. Поэтому, пожалуйста, читайте книги, читайте Фазиля Искандера». (Аплодисменты).

Два детства Чика – Габая и Галазова
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:16 0:00
Скачать

Затем собравшихся приветствовали министр культуры Абхазии Гудиса Агрба, бывший министр культуры Эльвира Арсалия, много сделавшая для становления ежегодного проведения этого фестиваля, и куратор фестиваля, председатель Международного фонда культуры Фазиля Искандера Шазина Агрба из Москвы. Кстати, в том же составе вместе с Асланом Галазовым они были приняты до этого вчера вице-президентом Абхазии Бадрой Гунба.

Гудиса Агрба на открытии фестиваля сказал: «Приветствую всех участников и организаторов традиционного фестиваля. Искреннее надеемся, что и в будущие годы мы, безусловно, будем проводить этот фестиваль, и он будет расширяться. И в дальнейшем Министерство культуры Абхазии будет оказывать всяческое содействие в реализации этого замечательного проекта. Хотел бы поблагодарить руководителей фонда за труд, за то, с каким вниманием и трепетом они относятся к памяти Фазиля Искандера, и за проекты, которые реализованы на протяжении шести лет существования фестиваля. Отдельная благодарность Ираклию Хинтба, как всегда, все на высшем уровне. Особенно хотелось бы поприветствовать режиссера фильма Аслана Галазова».

Фильмы 1969 и 2020 годов

И вот начался показ фильма, о съемках которого в Абхазии «Эхо Кавказа» рассказывало в июле прошлого года, когда они заканчивались.

В фильме играют в основном актеры Сухумского русского театра драмы, Абхазского драмтеатра им. Самсона Чанба и Государственного молодежного театра.

Фильм снят по рассказам Фазиля Искандера о детстве, созданным им в начальный период литературного творчества, когда он перешел от поэзии к прозе. Сперва в этих рассказах повествование велось от первого лица, а спустя время главным героем новых рассказов цикла стал сухумский мальчик с придуманным Искандером именем Чик. Примечательно, что первый кинофильм по прозе Искандера – «Время счастливых находок» – был снят режиссером Генрихом Габаем в 1969 году как раз по рассказам писателя о детстве, главным героем его был 12-летний сухумский школьник по имени Сандрик. «Изюминкой» того фильма можно назвать появление в одном из эпизодов в домашнем застолье рядом с Сандриком, которого играл сухумский школьник Жорик Таркил, и самого Фазиля Искандера в роли одного из гостей, – тогда еще молодого (ему не было сорока лет), красивого, улыбающегося.

Вообще, советско-российская фильмография искандеровской прозы весьма обширна; его героев играли такие популярные актеры, как Геннадий Хазанов, Валентин Гафт, Анна Самохина, Алексей Петренко, Армен Джигарханян, Сергей Никоненко… Но вот к рассказам Фазиля Абдуловича о детстве кинематографисты снова обратились только спустя полвека. Причем сам писатель успел увидеть сценарий Аслана Галазова и одобрить его, хотя обычно он весьма сурово оценивал опыты экранизации своих произведений. Затем этот сценарий был удостоен премии в соответствующей номинации первого сезона премии им. Искандера, учрежденной Русским ПЕН-центром, а Минкультуры России профинансировало съемки фильма. В общем, можно сказать, для Галазова это время стало «временем счастливых находок».

Зрители с опытом неизбежно сравнивали фильмы 1969 и 2020 годов. Если в первом из них в центре повествования – ребенок, то во втором – уже подросток. Если первый из них с начала до конца был пронизан счастьем и безмятежностью, то во втором, галазовском, смешные эпизоды перемежались трагическими нотами, криминальными сценами – о том, как энкавэдэшники увозят отца Чика, как Мотя расправляется с блатным сухумским парнем Керопчиком, обидевшим мелкого торговца Алихана… То есть это уже «смех сквозь слезы», с немалым количеством сцен элегических, пронизанных грустью. Собственно, в фильме Габая этого и быть не могло. И хотя действие обоих фильмов происходит как в Сухуме, так и в абхазской деревне, рассказы для экранизации в них взяты в основном разные. Но есть и обращение к одним и тем же сюжетам. А образы учителя Акакия Македоновича и сумасшедшего дяди Коли появлялись не только в названных фильмах, но и в «Созвездии Козлотура», снятом в конце 80-х, где они, впрочем, многим зрителям показались искусственно притянутыми к сюжетной линии.

Когда в начальных титрах фильма «Детство Чика» появились имена и фамилии актеров без указания сыгранной ими роли, многие в зале обратили внимания на то, что среди них фигурировал Батал Кобахия – известный в Абхазии человек, бывший парламентарий, госчиновник, Герой Абхазии, историк и археолог, но никак не профессиональный актер. И сразу начали гадать: кого же он в фильме сыграл? И потом, когда он появился в роли Акакия Македоновича, автора «бессмертных» самодеятельных стихов «Как писать частицу «не» в нашей солнечной стране?», подивились тому, как он вписался в образ, как комично разводил руками, работал мимикой, декламируя со своими учениками в классе эти строки. И вот знакомый поколениям читателей на постсоветском пространстве диалог в исполнении Батала Кобахия и сухумского школьника Давида Цулукия:

«Расскажи нам, над чем ты смеялся. Если это действительно смешно, мы посмеемся всем классом.

– Я смеялся просто так.

– Не-ет, Чик, ты скромничаешь. Тебе явно показалось что-то смешным в нашем стихотворении. Расскажи нам. Может, мы в чем-то ошибаемся.

– Акакий Македонович, по-моему, одна строчка неправильная.

– Интересно. И какая же?

«Как писать частицу «не» в нашей солнечной стране?» Но ведь получается, это правило только для нашей солнечной страны, а для дождливой страны это правило не годится. (Смех в классе).

– Но мы живем в солнечной стране, и это правило грамматики рассчитано на «нашу солнечную страну».

– Ну, а если частицу «не» человек пишет в другой стране, значит, правило для него не годится? (Смех в классе).

– Глупый смех. Нелепое замечание. Мы – за критику, но против критиканства. (Звонок). Сидеть, звонок для учителя. Завтра приведешь мать, Чик. Мне надо с ней серьезно поговорить».

В этой аудиозаписи невозможно разделить смех, звучавший на экране, и смех в зале театра – они накладывались друг на друга. Но и во время многих других кадров фильма в зале вспыхивал смех, что является верным признаком того, что контакт со зрителями создателями фильма был успешно установлен.

Обсуждение в искандеровской атмосфере

Примечательно, что, когда после фильма началось его обсуждение, в зале быстро установилась та же самая искандеровская атмосфера дружеских шуток и юмора. Хотя в то же время выступали и весьма серьезные личности. Например, известный русский прозаик Анатолий Ким, которому когда-то Фазиль Искандер написал рекомендацию в Союз писателей СССР и который в эти дни вместе с супругой гостит в Сухуме у младшего друга Фазиля Руслана Джопуа:

«В фильме звучит живой голос Фазиля Искандера, ощущается его нежное отношение к людям. Хочу поздравить за удивительные работы с детьми. Ведь дети – очень трудный актерский контингент. У меня было ощущение, что я не просто поставленный фильм смотрю, а на настоящих ваших детей – и в городе, и в деревне. Этот фильм достоин быть представленным на любом международном фестивале». (Аплодисменты).

Сегодня организаторы фестиваля – Министерство культуры Абхазии, Международный фонд культуры Фазиля Искандера – в эвкалиптовом сквере на набережной Сухума провели презентацию посмертно изданного сборника стихов Фазиля Искандера «Звездный камень» и беседу за «круглым столом» о его творчестве. В третий, завершающий день по традиции в Сухумском доме юношества состоится конкурс детского рисунка «Грушевый компот».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG