Accessibility links

«Народники» потеряли Кокойты, но приобрели Тедеева


Дзамболат Тедеев
Дзамболат Тедеев

В югоосетинском сегменте социальных сетей распространилось видео застолья по случаю заключения политического союза между «Народной партией» и «Патриотами Алании» на предстоящих парламентских выборах. Это первое предвыборное мероприятие в республике и первая политическая декларация от участников предстоящей избирательной кампании.

Созданный альянс предполагает, что парламентская «Народная партия» сможет воспользоваться электоральными ресурсами Дзамболата Тедеева на предстоящих парламентских выборах, а согласованные с «Патриотами Алании» кандидаты получат часть мест в партийном списке «народников» по единому избирательному округу. В случае победы на выборах стороны будут представлять единую позицию в парламенте.

С формальной точки зрения это никакой не союз, потому что избирательные объединения запрещены законодательством Южной Осетии. Для соблюдения этой нормы кандидаты от Дзамболата Тедеева не должны состоять в партии «патриотов». Скорее, это электоральное мероприятие, сигнал сторонникам о достигнутых договоренностях.

Местные спикеры утверждают, что обнародование информации об альянсе несколько преждевременно, потому что он пока не был подтвержден решением политсовета «Народной партии», где могут оказаться и несогласные с таким объединением.

Несогласие может быть связано с тем, что альянс сокращает число «народников» во главе партийного списка, хотя и увеличивает шансы пройти в парламент «второму эшелону» за счет увеличения электоральной поддержки.

Скорее всего, утверждают спикеры, речь идет о волевом решении лидеров «Народной партии» Сергея Харебова и его предшественника на этом посту Александра Плиева.

Предполагается, сообщают спикеры, что на днях в республику приедет сам Дзамболат Тедеев для окончательного решения вопроса.

«Народная партия» — не единственная политическая организация, с которой пытался объединиться Тедеев, но все предыдущие партнеры по переговорам уклонились от предложений создать союз.

По мнению местных спикеров, их отпугнула доминантная натура Тедеева: с ним крайне сложно выстраивать паритетные отношения. Поэтому партийцы, вынашивающие собственные политические планы, не решились на объединение.

Впрочем, и для Дзамболата Тедеева поиск партнеров — занятие вынужденное, потому что созданная им партия «Патриоты Алании» по закону не может быть допущена к предстоящим парламентским выборам.

Она была зарегистрирована 1 февраля 2024 года, в то время как по закону «О выборах депутатов» с момента ее регистрации до назначенного дня голосования 9 июня должно пройти не менее одного календарного года.

Многие в республике недоумевают, почему партию не зарегистрировали раньше. Времени было предостаточно, если отсчитывать срок со дня увольнения Дзамболата Тедеева с поста главного тренера России по вольной борьбе в октябре 2022 года до начала июня 2023 года, когда закрылось временное окно для регистрации партий, намеревающихся принять участие в выборах 2024 года.

Возможно, этому есть разумное объяснение.

Дзамболат Тедеев не скрывает президентских амбиций. Еще в 2011 году он пытался баллотироваться на высший пост в республике, но не был допущен к выборам из-за несоответствия цензу оседлости.

Дзамболат Тедеев, архивная фотография
Дзамболат Тедеев, архивная фотография

Это норма — пять лет постоянного проживания в республике для кандидатов в парламент, и десять для кандидатов в президенты — ограничивает политические амбиции представителей югоосетинской диаспоры. Они могут лишь оказывать помощь местным деятелям, предоставляя им материальную и электоральную поддержку. Собственно, к этому и сводилось их участие в югоосетинской политической жизни. Эта ситуация приводила к странным союзам между влиятельными в республике представителями диаспоры и их подопечными на местах. Союзам, которые быстро разрушались, и договорённостям, которые редко соблюдались.

Чтобы изменить такое положение дел и принять участие в выборах 2027 года, Дзамболату Тедееву необходимо отменить ценз оседлости.

Задача колоссальная по своей сложности, если учесть, что для изменения конституционного закона «О выборах президента» необходимо одобрение двух третей парламентариев.

Среди депутатов-старожилов следующего созыва наверняка будет немало противников отмены ценза как решающего преимущества перед более конкурентной диаспорой.

Значит, Тедееву необходимо получить в законодательном собрании своих представителей как главных застрельщиков изменения законодательства, затем перетащить депутатское большинство на свою сторону: убедить и парламентариев, и общественное мнение республики в абсурдности ценза.

Это долгосрочный, затратный и трудоемкий проект без гарантий на успех. Вдруг такие решения не принимаются. С этим может быть связана и задержка регистрации партии «Патриоты Алании».

Союз с парламентской «Народной партией» в этом контексте вполне логичен. Среди «народников» нет партийцев с далеко идущими политическими амбициями. Для них партийная работа и депутатство — это скорее возможность защитить свои интересы за пределами политической деятельности.

Прикрыть свой бизнес, как в случае с председателем «Народной партии», владельцем автозаправочных станций Сергеем Харебовым, или возможность отстаивать корпоративные интересы в сфере здравоохранения — для заведующего реанимационным отделением республиканской больницы, врача высшей категории Александра Плиева.

Хотя Плиев принимал участие в президентских выборах 2022 года и продемонстрировал превосходный результат в первом туре – 3 место (12,37% голосов), — но все же очевидно, его участие в избирательной кампании было связано с желанием укрепить свои политические позиции, нежели с президентскими амбициями. В пользу этого утверждения говорит и тот факт, что до начала избирательной кампании он не демонстрировал намерений занять высший пост республики, не вел по этому поводу переговоров с местными группами влияния, не привлекал ресурсы для своей избирательной кампании и не пытался заручиться поддержкой московских кураторов.

Иными словами, союз с Дзамболатом Тедеевым не нарушает планов на будущее договаривающихся сторон. Для «народников» избрание в парламент является конечной целью, для Тедеева — промежуточной.

Сам факт этого союза указывает на то, что «народники» утратили поддержку Эдуарда Кокойты, которую экс-президент оказывал им на предыдущих выборах.

В противном случае союз с давним политическим оппонентом Кокойты был бы невозможен. Теперь, оставшись без поддержки экс-президента, «народники» рискуют не набрать 7% голосов, необходимых для прохождения в парламент.

При иных обстоятельствах союз не имел бы смысла, тем более что вступая в него, «народники» портят отношения с президентом Южной Осетии.

Так, 21 марта Алан Гаглоев освободил от занимаемой должности председателя комитета геологии, экологии и природопользования республики Бала Бестауты, на следующий день после его вступления в партию «Патриоты Алании».

Экс-чиновник подтвердил в разговоре с «Сапой», что его уход связан с заявлением о вступлении в партию Дзамболата Тедеева. «Сказали, что не поняли моего шага», — пояснил Бестауты.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG