Accessibility links

Палестинский вопрос расколол Европу


Признание палестинского государства – решение или усугубление ближневосточного конфликта? Позиция международного сообщества на фоне непрекращающейся войны в Секторе Газа разделилась. Решение Испании, Ирландии и Норвегии признать государственность Палестины вызвало резкую отповедь в Израиле и осторожное осуждение в США. Вашингтон считает, что признание государственности должно быть частью мирного процесса и не может быть выдано авансом.

Ближневосточный конфликт нуждается в политическом решении, а не в символичном признании – мировое сообщество разделилось в вопросе необходимости ускорения принятия решения о создании палестинского государства. На фоне заявлений Ирландии, Испании и Норвегии об официальном признании государства Палестина другие европейские игроки отмечают: этот шаг не изменит реальности, в которой амбиции палестинцев по-прежнему сталкиваются с огромным препятствием.

«Чтобы найти выход из этой ужасной ситуации, с которой мы столкнулись в данный момент, необходимо не символическое признание, а политическое решение. Для решения ближневосточного конфликта и решения проблемы создания двух государств необходимы прямые переговоры с обеих сторон», – заявила министр иностранных дел Германии Анналена Бербок.

Но Израиль на подобные переговоры идти явно не готов. В Иерусалиме настаивают: в текущей ситуации официальное признание палестинского государства лишь сыграет на руку ХАМАСу, а дипломатическое урегулирование вооруженного конфликта станет еще менее вероятным.

«Намерение ряда европейских стран признать палестинское государство является наградой за терроризм. 80% палестинцев в Иудее и Самарии поддерживают ужасную резню 7 октября. Этому злу нельзя придать статус государства. Это будет террористическое государство. Оно попытается повторить резню 7 октября снова и снова. Мы не согласимся на это. Вознаграждение терроризма не принесет мира и не помешает нам победить ХАМАС», – заявил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.

Большинство стран мира официально признают палестинское государство. В настоящее время Палестина имеет в ООН расширенный статус наблюдателя, что дает ей место, но не право голоса в ассамблее. Она также признана различными международными организациями, включая Лигу арабских государств и Организацию исламского сотрудничества. Впрочем, в Европе палестинское государство признают меньше половины стран. И намерение Дублина, Мадрида и Осло может пошатнуть позиции скептиков.

«Правительство решило, что Норвегия признает государство Палестина. Признание вступит в силу 28 мая. При этом Норвегия будет рассматривать Палестину как независимое государство со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями. Государство обязано в соответствии с международным правом жить в мире в пределах безопасных, международно-признанных границ и соблюдать все соответствующие резолюции ООН. Территориальная демаркация между государством Палестина и государством Израиль должна основываться на границах, существовавших до 4 июня 1967 года по соглашению о перемирии 1949 года с Иерусалимом в качестве общей столицы и возможностью заключения соглашений об обмене землями. И израильтяне, и палестинцы имеют право жить в мире в своих государствах. Это было основой плана ООН в 1947 году, на основе которого Израиль был признан Норвегией и некоторыми другими странами в 1949 году. Не может быть мира на Ближнем Востоке без того, чтобы палестинцы и израильтяне не имели своих собственных государств, и чтобы не существовало решения, основанного на создании двух государств», – заявил премьер-министр Норвегии Йонас Гар Сторе.

По мнению Осло, Мадрида и Дублина, признание Палестины – это поддержка умеренных сил в конфликте, а также инвестиция в единственное решение, которое способно принести прочный мир на Ближний Восток. Однако большая часть европейских стран, равно как и Соединенные Штаты, подчеркивают: признание палестинского государства возможно только в рамках долгосрочного политического решения конфликта на Ближнем Востоке. Вашингтон, в частности, пытается добиться этого путем сближения Израиля и Саудовской Аравии.

По мнению госсекретаря США Энтони Блинкена, нормализация отношений между Иерусалимом и Эр-Риядом откроет путь мирному процессу на палестинском треке.

«Это изменит правила игры. Это будет первый случай, когда Израиль нормализует отношения с крупнейшей арабской и мусульманской страной в мире с точки зрения значимости. И это изменит ситуацию как в регионе, так и далеко за его пределами. Мы продолжили работу, чтобы попытаться достичь этого соглашения. Это требует двух вещей: во-первых, взаимопонимания и некоторых соглашений между Соединенными Штатами и Саудовской Аравией. Однако для того, чтобы нормализация продолжалась, Саудовская Аравия очень ясно дала понять, что даже после заключения соглашений необходимо добиться двух вещей: необходимо спокойствие в Газе и надежный путь к палестинскому государству. Так что мы, конечно, работаем над обоими вопросами. Я не знаю, способно ли правительство Израиля в данный момент действовать на такой основе. Что я точно знаю, так это то, что до сих пор это был гипотетический или теоретический вопрос для Израиля. Но если предположить, что мы завершим соглашения между Соединенными Штатами и Саудовской Аравией, гипотетический или теоретический вопрос станет реальным вопросом, на который им придется ответить так или иначе».

Но с этим явно есть проблемы. Если некоторые представители израильского политического истеблишмента считают подобное развитие событий вполне возможным в долгосрочной перспективе, то ультраправые политики, от лояльности которых зависят в том числе позиции премьер-министра Нетаньяху, категорически отвергают эту идею. Так, министр национальной безопасности Израиля Итамар Бен Гвир считает, что признание лишь добавит эскалации:

«Страны, которые сегодня признали палестинское государство, вручают награду Силам Нухбы [спецподразделения ХАМАСа], убийцам и насильникам, и я говорю им, что мы не допустим провозглашения палестинского государства. Даже декларации о создании такого государства. Я скажу больше: чтобы уничтожить ХАМАС, нам нужно зайти в Рафах до конца. Чтобы вернуть наших заложников, нужно остановить подачу топлива, гуманитарная помощь должна быть разрешена только при возвращении ситуации в гуманитарную плоскость. И мы должны контролировать это место, самое важное место».

Однако аналитики считают, что признание палестинского государства – сильная карта, которую страны Запада должны правильно разыграть. Главное – не упустить шанс. Проблема в том, что признание палестинского государства – это в значительной степени символический жест, если он не влечет за собой решение сопутствующих жизненно важных вопросов. Где должны пролегать границы? Где будет располагаться столица? Что должны сделать обе стороны конфликта, чтобы это наконец-то произошло? Вопросы, ответы на которые не удается найти уже на протяжении десятилетий.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG