В дагестанском Хасавюрте создан Муслиат - традиционный третейский суд для разрешения споров.
Муслиат – самобытный третейский (или посреднический) институт урегулирования и разрешения конфликтов, например, между сторонами, оспаривающими имущественные права, или даже кровниками.
В рамках муслиата справедливость вершили мужчины, снискавшие в обществе авторитет, как люди мудрые, справедливые, знатоки шариата и местных традиций.
Потребность в традиционных институтах примирения возникла не случайно, считает дагестанский историк Сулейман Сулейманов. Государственные институты – правоохранительная и судебная системы поражены клановостью и коррупцией, искать в них справедливость не имеет смысла. Люди все чаще прибегают к мести как единственному способу восстановить свои права.
«Примечательно, что он создан в Хасавюрте, - говорит Сулейман Сулейманов, - это регион, где представлены все национальности и конфликты особенно остро ощущаются там именно из-за отсутствия светской власти. Если это не очередная галочка, если люди, которые имеют авторитет в обществе, войдут в эту комиссию, я думаю, эффект будет».
В то же время настораживает, что в Хасавюртовский муслиат под предводительством главы администрации Хасавюрта вошли работники городской администрации, руководители правоохранительных органов, т.е. те же люди, которые зачастую и являются генераторами протестных настроений.
Подобные институты существовали и на заре советской власти – в 20-х годах прошлого века. В Дагестане тогда функционировали специальная комиссия по примирению кровников и шариатский суд.
Но в отличие от хасавюртовского муслиата он вершил правосудие даже по таким тяжким преступлениям, как убийство. Теперь получается странная вещь: убийца сможет откупаться в коррумпированном суде, а традиционная комиссия по шариатским законам будет примирять потерпевшую сторону с родственниками убийцы, благополучно ушедшего от наказания.
И все же это лучше, чем ничего, считает правозащитник из Дагестана Гюльнара Рустамова: «Люди устали от жестокости. От того, что мы еще больше в крови утопаем, лучше не становится. Одних убивают, эти мстят другим и так далее. Сколько лет это продолжается: и законы ужесточаем и войска вводим. Сейчас еще 4 тысячи в Дагестан едет, не знаю для чего, и так их хватает - на каждого жителя чуть ли не по одному приставили. А муслиат - лучшего варианта нет, по-моему».
В Дагестане практически сошла на нет комиссия по адаптации боевиков к мирной жизни, созданная указом президента Магомедова в прошлом году. Одной из причин ее фиаско послужило то, что в нее вошли в основном представители силовых структур и чиновники, не имеющие ни авторитета, ни доверия в обществе. Теперь - муслиат. Странная ситуация, когда власти осознают степень недоверия и враждебного к ним отношения со стороны населения и создают альтернативные институты, призванные вернуть людям веру в справедливость. Но при этом власть не может удержаться, чтобы не заполнить эти институты собой.
Муслиат – самобытный третейский (или посреднический) институт урегулирования и разрешения конфликтов, например, между сторонами, оспаривающими имущественные права, или даже кровниками.
В рамках муслиата справедливость вершили мужчины, снискавшие в обществе авторитет, как люди мудрые, справедливые, знатоки шариата и местных традиций.
Потребность в традиционных институтах примирения возникла не случайно, считает дагестанский историк Сулейман Сулейманов. Государственные институты – правоохранительная и судебная системы поражены клановостью и коррупцией, искать в них справедливость не имеет смысла. Люди все чаще прибегают к мести как единственному способу восстановить свои права.
«Примечательно, что он создан в Хасавюрте, - говорит Сулейман Сулейманов, - это регион, где представлены все национальности и конфликты особенно остро ощущаются там именно из-за отсутствия светской власти. Если это не очередная галочка, если люди, которые имеют авторитет в обществе, войдут в эту комиссию, я думаю, эффект будет».
В то же время настораживает, что в Хасавюртовский муслиат под предводительством главы администрации Хасавюрта вошли работники городской администрации, руководители правоохранительных органов, т.е. те же люди, которые зачастую и являются генераторами протестных настроений.
Слушать
Подобные институты существовали и на заре советской власти – в 20-х годах прошлого века. В Дагестане тогда функционировали специальная комиссия по примирению кровников и шариатский суд.
Но в отличие от хасавюртовского муслиата он вершил правосудие даже по таким тяжким преступлениям, как убийство. Теперь получается странная вещь: убийца сможет откупаться в коррумпированном суде, а традиционная комиссия по шариатским законам будет примирять потерпевшую сторону с родственниками убийцы, благополучно ушедшего от наказания.
И все же это лучше, чем ничего, считает правозащитник из Дагестана Гюльнара Рустамова: «Люди устали от жестокости. От того, что мы еще больше в крови утопаем, лучше не становится. Одних убивают, эти мстят другим и так далее. Сколько лет это продолжается: и законы ужесточаем и войска вводим. Сейчас еще 4 тысячи в Дагестан едет, не знаю для чего, и так их хватает - на каждого жителя чуть ли не по одному приставили. А муслиат - лучшего варианта нет, по-моему».
В Дагестане практически сошла на нет комиссия по адаптации боевиков к мирной жизни, созданная указом президента Магомедова в прошлом году. Одной из причин ее фиаско послужило то, что в нее вошли в основном представители силовых структур и чиновники, не имеющие ни авторитета, ни доверия в обществе. Теперь - муслиат. Странная ситуация, когда власти осознают степень недоверия и враждебного к ним отношения со стороны населения и создают альтернативные институты, призванные вернуть людям веру в справедливость. Но при этом власть не может удержаться, чтобы не заполнить эти институты собой.