Следственное управление Генпрокуратуры Южной Осетии возбудило уголовное дело в отношении гражданской активистки Тамары Меаракишвили по ст. 276 УК РФ — «шпионаж». Санкция статьи предусматривает от десяти до двадцати лет лишения свободы. Задержание Меаракишвили напоминало спецоперацию: дом, в котором она снимает квартиру, был оцеплён, а силовики проникли к ней через балкон. Что стоит за этими громкими обвинениями?
Сообщение ведомства было опубликовано 22 декабря в 22:08 МСК на официальном сайте Генпрокуратуры РЮО.
По версии следствия, «гражданка Грузии, пребывающая на территории Южной Осетии, осуществляла сбор и передачу информации о стратегически важных объектах республики, тем самым подвергая угрозе безопасность страны. В настоящее время упомянутый фигурант задержан, следствие устанавливает иных лиц, причастных к совершению преступления».
Местные спикеры встретили заявление следователей с нескрываемым скепсисом. У безработной на протяжении последних десяти лет Тамары Меаракишвили не было доступа к государственной тайне. Возраст и физическое состояние не позволяют ей перепрыгивать через заборы охраняемых объектов, скрытно перемещаться по горно-лесистой местности, подкрадываясь к неким «секретным объектам». Несуразность объявления можно объяснить тем, что прежде прокуратуре не приходилось рапортовать о разоблачении шпионов. Не их профиль.
С не менее странным заявлением сегодня утром выступило КГБ РЮО:
«22 декабря т.г. в результате проведенной оперативной разработки Комитетом государственной безопасности при содействии МВД РЮО задержана жительница н.п. Ленингор, подозреваемая в передаче информации аффилированным с грузинскими спецслужбами иностранным СМИ, которые использовали ее в пропагандистских мероприятиях по продвижению интересов Грузии и ее западных партнеров.
В настоящее время в отношении задержанной Генеральной прокуратурой Республики Южная Осетия возбуждено уголовное дело, в рамках которого осуществляются необходимые оперативно-следственные действия по установлению на территории РЮО пособников и связей подозреваемой».
По сути, в этом заявлении Комитет дистанцируется и от «шпионского разоблачения» Генпрокуратуры, и от расследования уголовного дела, хотя и принимает участие в травле гражданской активистки.
Наверное, после фразы «в результате оперативной разработки КГБ при содействии МВД» должно было следовать куда более значимое деяние, чем задержание беззащитной женщины, которая к тому же ни от кого не пряталась.
Заявление КГБ про грузинские спецслужбы, продвигающие «интересы западных партнеров» Грузии, явно устарели. Такое впечатление, что югоосетинские гэбэшники больше года не следят за грузинскими новостями. Господа чекисты, проснитесь, они уже давно продвигают другие интересы. И что значит многозначительное «передавала информацию»? Быть может, о том, что в русской школе в поселке Ленингор забилась канализация и этажи заливает говном, а районные власти, будучи неспособными прочистить засор, закрыли школу на карантин? Или Тамара слила за бугор государственную тайну о том, что половина бюджетников Ленингорского района — это мертвые души? Или что у 70% жителей района истекли сроки действия пропусков на пересечение границы, но власти не спешат выдавать новые документы, отчего в районе снова зреет недовольство.
Задержание Тамары произошло около 9 часов вечера 22 декабря силами МВД (КГБ там замечено не было). Она в это время находилась в съемной квартире, расположенной на втором этаже корпуса в микрорайоне Жилмассив (юго-восточная окраина Цхинвала). Со слов Тамары (общались за несколько минут до задержания), примерно в восемь вечера в дверь сильно постучали. В глазок она увидела трех милиционеров, один из них колотил кулаком по двери, хотя мог бы и позвонить. Во дворе стояла «канарейка» - милицейский микроавтобус, где находилось еще не менее двух сотрудников. Почуяв неладное, Тамара дверь не открыла, но начала обзванивать знакомых, предупреждая их о происходящем на случай, если силовики ее похитят.
Гражданская активистка уже пережила похищение сотрудниками КГБ в 2017 году. Ее схватили на улице в Ленингоре, когда она возвращалась домой, вывезли в неизвестном направлении, а потом ночь напролёт «уговаривали» написать признание, будто она была связной между спецслужбами Грузии и экс-президентом Тибиловым, в частности, ввозила ему чемоданы с деньгами на предвыборную кампанию. Одним словом, у Тамары были основания для беспокойства.
Милиционеры колошматили в дверь минут пять, затем спустились во двор. Еще через несколько минут в гости к Тамаре заглянул экс-прокурор Ленингорского района Алан Кулумбегов. В этот вечер она ждала еще двух друзей, но пройти к корпусу они уже не смогли - перед задержанием силовики в масках оцепили подступы к зданию, как перед проведением «спецоперации». Последним ее сообщением было, что силовики влезли на балкон и ломятся к ней в квартиру.
С тех пор Тамару Меаракишвили и Алана Кулумбегова никто не видел, их мобильники отключены и на связь они не выходили.
«Разоблачение» и задержание гражданской активистки произошли в тот же день, что и публичное объявление Тамары о проведении одиночного пикета у дома правительства. В первой половине дня гражданская активистка опубликовала на своей странице в Facebook пост о целях акции. По ее словам, она настаивает на встрече с президентом Гаглоевым, так как никто другой из уполномоченных государством должностных лиц не в состоянии исполнить решение югоосетинского суда - вернуть ей паспорт гражданина РЮО, незаконно изъятый во время обыска в ее квартире в августе 2017 года.
При этом все, к кому она обращалась, от руководителей силовых структур до депутатов и сотрудников администрации президента, как один уверяли, что ее паспорт на личном контроле Алана Гаглоева. Кроме этого, по словам Меаракишвили, до нее доходила информация, что по личному указанию президента ее пытаются выжить из республики – на протяжении восьми лет она не может получить работу и ей не дают возможности заниматься собственным делом: запугивают потенциальных партнёров, устраивают внезапные проверки в магазине, задерживают товары на границе и т.п. Тамара заявила, что будет добиваться встречи с президентом, чтобы услышать от гаранта, за что он ополчил против нее целое государство. Если Алан Гаглоев откажет ей в приёме, Меаракишвили намеревалась объявить голодовку. Примерно через восемь часов после этой публикации к Тамаре пришли с задержанием по обвинению в шпионаже.
После исчезновения из квартиры в Цхинвале активистка была найдена в изоляторе МВД. Ее задержание привлекло внимание Тбилиси.
В настоящее время Тамара находится в изоляторе временного содержания, где объявила голодовку в знак протеста против произвола властей.
Как сообщил сегодня корреспонденту «Кавказского узла» адвокат задержанной Алан Баззаев, «она в нормальном состоянии, но отказывается принимать пищу, как она и планировала вчера, насколько я знаю».
По словам адвоката, сегодня Меаракишвили допросили сотрудники прокуратуры.
«Я рекомендовал ей отказаться от дачи показаний на этом этапе. Скорее всего, завтра суд изберет меру пресечения, и я больше буду знать о материалах дела», – сказал Баззаев.
В заключении и Алан Кулумбегов, который в момент задержания активистки находился в ее квартире. Интересы Кулумбегова также представляет адвокат Алан Баззаев.
Служба госбезопасности Грузии сегодня заявила, что по делу Меаракишвили ведется «интенсивная коммуникация»:
«Сегодня по горячей линии из Цхинвали подтвердили факт незаконного задержания постоянно проживающей на оккупированной территории гражданки Грузии Тамар Меаракишвили; в связи с данным вопросом ведется интенсивная коммуникация», – сказали в СГБ.
Единственный человек, который мог организовать этот цирк –президент Гаглоев. Кто еще может привлечь сразу три силовые структуры на поимку женщины в квартире?
Единственный вопрос к этой истории - был ли президент трезв? Это важно, потому что, если Алан Эдуардович сорвался в штопор депрессивного пьянства, количество разоблачений в шпионаже или попытках госпереворота может возрасти. Многие сразу вспомнили историю с избиением и последующим похищением журналиста Келехсаева. Его зимой притащили босого в кабинет Гаглоева, чтобы тот пожаловался ему на тяжелую судьбу государственного деятеля, после чего бедолагу отправили домой босиком по снегу.
Местные спикеры называют эту, с позволения сказать, спецоперацию «очередным позором». По их мнению, президент умудрился бросить камень сразу в нескольких направлениях. Он дает повод грузинской оппозиции упрекать правящую «Грузинскую мечту», что ее обещания нормализации отношений с Москвой и замирения конфликта ничего не стоят: «на оккупированной территории» преследуют граждан грузинской национальности при полном попустительстве России.
Гаглоев дает Москве и Тбилиси основание для пренебрежительного отношения к Цхинвалу как сборищу неадекватных товарищей, с кем не имеет смысла обсуждать будущее региона.
Наконец, он компрометирует кураторские структуры как неспособные удерживать президента и его подопечных в рамках более-менее разумной модели поведения.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов и респондентов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России
Форум