Accessibility links

Смерть студента из Конго в Очамчире


Жереми Меканда (коллаж)
Жереми Меканда (коллаж)

Студент из Демократической Республики Конго Джереми Меканда уехал на заработки в Абхазию и не вернулся. Согласно официальной версии, он погиб в результате несчастного случая на месте работы. Но семья погибшего не исключает, что смерть была насильственной. Родственники говорят об отсутствии подробной информации о произошедшем и требуют полного и независимого расследования.

29 декабря конголезское издание «Kongo 360» разместило в Instagram снимок, на котором у здания Министерства иностранных дел ДР Конго стоят граждане с плакатом «Justice pour Jérémie Mekanda» («Справедливость для Джереми Меканда»). На нем — фотография студента и годы его жизни. Джереми было 29 лет на момент гибели в Абхазии.

Акция была организована для того, чтобы привлечь внимание общества и властей к обстоятельствам его смерти, которые родственники описывают как сомнительные.

«Несколько дней назад нам сообщили, что мой брат якобы погиб в результате несчастного случая на цементном заводе в Абхазии. До настоящего времени нам неизвестны точные обстоятельства произошедшего. Единственная информация, которой мы располагаем, заключается в том, что в результате инцидента он был обезглавлен», — пишет его двоюродная сестра Дженис Ферраз в письме, направленном «Эху Кавказа», с просьбой придать делу общественную огласку.

«Пытаются скрыть сам факт смерти»

24 декабря 2025 года, накануне новогодних праздников, Джереми Меканда Килама, гражданин ДР Конго, погиб в Абхазии, куда прибыл на заработки. В медицинском свидетельстве о смерти, копию которого «Эху Кавказа» предоставили родственники Меканды, указано, что гражданин Конго умер в Очамчире в результате «несчастного случая, связанного с производством».

В качестве причины смерти названы рвано-ушибленные ранения головы с повреждением костей черепа и вещества головного мозга.

Однако семья не доверяет версии о «рабочей аварии» и допускает, что смерть могла носить насильственный характер.

Джереми родом из Киншасы. Из столицы ДР Конго он переехал в Россию, в Брянск, где в университете обучался маркетингу. Как рассказал его брат Тони Меканда Килама, после окончания срока действия визы Джереми отправился в Абхазию, чтобы оформить новое приглашение и вернуться в Россию, но, занимаясь документами, остался там и решил подзаработать.

Джереми Меканда
Джереми Меканда

Семья утверждает, что Джереми Меканда был трудоустроен в компании United Cement Group (UCG). Название этой фирмы упоминали и его друзья, говорит Тони Меканда.

«По имеющимся у нас данным, у данной компании существует секретный (возможно, незаконный) производственный цех в Сухуми, адрес которого невозможно найти в открытых источниках», — сообщила «Эху Кавказа» Дженис Ферраз в своем письме.

United Cement Group (UCG) — один из крупнейших цементных холдингов Центральной Азии, осуществляющий деятельность в Узбекистане, Кыргызстане и Казахстане. По открытым данным, на его предприятиях занято свыше 7500 человек. Но на официальном сайте компании среди производственных площадок завод в Абхазии не значится.

«Это компания, которая прячется. <...>. Я не знаю, Джереми работал с контрактом или без контракта, потому что он просто говорил, что работает. Официально или неофициально не знаю», — говорит Тони Меканда.

«Эхо Кавказа» направило в UCG запрос, чтобы узнать, есть ли у компании предприятия на территории Абхазии. В случае получения ответа материал будет дополнен.

По словам родственников, ни фирма, ни абхазские власти не предоставляют им никакой информации. Они утверждают, что до сих пор не получили даже официального полицейского отчета о случившемся и связывают это с «секретностью» завода.

«Близкие друзья моего брата, которые в настоящее время находятся в Абхазии, подозревают, что имело место преступление — насильственная смерть. Однако из-за отсутствия прозрачности со стороны компании и местных властей получить ответы крайне сложно. Складывается впечатление, что компания пытается скрыть сам факт смерти, поскольку мой брат работал на их заводе неофициально», — говорится в письме, полученном от Дженис Ферраз.

По словам Тони, сосед Джереми, поддерживающий контакт с компанией, где работал погибший, сообщил, что на предприятии якобы отсутствуют камеры видеонаблюдения, которые могли бы зафиксировать произошедшее.

«У такой компании нет камер — это несерьезно. То есть нет никаких видеодоказательств, что произошло на месте», говорит Тони.

«Эхо Кавказа» попыталось связаться с соседом Джереми Меканда. В случае получения ответа, материал будет обновлен.

29 декабря родственники и друзья организовали акцию с требованием добиться правосудия для Джереми Меканды. Они собрались у Министерства иностранных дел в Киншасе, чтобы официально уведомить власти о его смерти, добиться независимого и полного расследования, получить информацию о процедуре репатриации тела, а также заручиться дипломатической поддержкой для защиты прав конголезцев за рубежом.

Главный вопрос, который родственники хотят прояснить — какова реальная причина смерти, а также:

«Почему компания не берет на себя ответственность за смерть моего брата? Он умер на территории предприятия и по закону должно быть выплачено возмещение, независимо от того, была ли ошибка с его стороны, как утверждает компания. Как возможно, что у такой компании нет камер видеонаблдения, а работники не обеспечены средствами индивидуальной защиты? Трудовое законодательство во всем мире требует выплаты компенсации в случае смерти работника на рабочем месте, особенно если несчастный случай связан с рабочим оборудованием или машиной», — говорит Тони Меканда.

Для оплаты репатриации тела, перевода и оформления официальных документов, поездок семьи, а также административных и юридических расходов был открыт сбор. По состоянию на 8 января было собрано 8090 из необходимых 10 000 евро.

В описании сбора отмечается:

«Полицейский отчет и медицинское заключение чрезвычайно краткие и не позволяют установить точные обстоятельства трагедии. Тем не менее его жизнь важна. В память о нем мы просим прозрачности, уважения и ясности при выяснении фактов».

Семья Джереми поддерживает контакт с посольством России в ДР Конго и ожидает документов для возвращения тела на родину.

О смерти Джереми Меканды в Абхазии, а также о требованиях его семьи до сих пор не сообщали ни местные телеграм-каналы, ни официальные структуры.

Последний раз Джереми Меканда связывался с родственниками 9 декабря, за 15 дней до гибели. Он уверял, что у него нет никаких трудностей и что «все будет в порядке». В Конго у него остался семилетний сын.

Подписывайтесь на нас в соцсетях


Форум

XS
SM
MD
LG