Есть такая примета: если у нас в гостях Давид Какабадзе, значит, где-то в мире проходит большой спортивный праздник — и вот уже две недели он проходит в Милане и его окрестностях. Итоги Олимпиады, хотя она формально ещё не завершилась (впереди, например, хоккейный финал), мы подведём с известным спортивным журналистом Давидом Какабадзе.
— Я начну с вопроса, на который все знают ответ, но все-таки, улыбаясь, я его задам. За какой спортивной дисциплиной в первую очередь следили грузины?
— Да, ты, наверное, удивился бы, если бы я сказал, что за кёрлингом следила вся Грузия с большим интересом… Нет, конечно, все были полны энтузиазма, все ждали соревнований по фигурному катанию, так как впервые за всю историю реальные шансы были у грузинских спортсменов и спортсменок на медали. И эти надежды оправдались, наша пара, Анастасия Метёлкина и Лука Берулава, завоевала серебряные медали. Это первый случай, когда грузинские спортсмены завоевали медаль. До этого лучший показатель, насколько я помню, был Коба Цакадзе, который два раза выходил на 9 место по прыжкам с трамплина (в Советское время - ред). Так что это такое для грузинских любителей спорта и вообще для грузинского спорта такое историческое событие.
— Грузинское фигурное катание — это своего рода, конечно, феномен, и, конечно, есть искушение рассматривать его и в политической плоскости. Насколько сейчас грузинское фигурное катание — грузинское, оно уже становится таковым, или это всё-таки пока некий грузинский филиал российской школы?
— Я думаю, что этот успех послужит тому, чтобы как-то интерес возрос к этому виду спорта. Это всегда так бывает в спорте: когда кто-то достигает большого успеха, этот вид спорта сразу становится популярным и среди детей, и среди родителей. И это, мне кажется, послужит импульсом для именно грузинского фигурного катания. Сейчас очень много разговоров о том, какой смысл завоевывать медали, если спортсмены воспитаны не у себя на родине, а где-то очень далеко, - хотя это и не очень далеко. Здесь мнения есть разные. Некоторые даже выступали с призывом вообще не смотреть, бойкотировать эти соревнования, и осуждали тех, кто радовался за наших спортсменов. Не могу сказать, что 100 процентов населения или 100 процентов любителей спорта в восторге от этого. Некоторые думают, что, особенно учитывая политическую ситуацию и тот факт, что 20 процентов Грузии оккупированы Россией, болеть за спортсменов, которые хотя сейчас несут грузинское знамя и являются гражданами Грузии, по меньшей мере неэтично и неправильно болеть за них.
— Действительно, вопрос достаточно двусмысленный. Потому что к Анастасии Губановой, Анастасии Метёлкиной многие относятся не как к грузинам, а как к релокантам, которых в Грузии достаточно много. Со спортивной точки зрения это релоканты или уже не совсем?
— Трудно сказать. Все-таки релоканты, я думаю. Во-первых, не так много времени прошло с тех пор, как они огрузинились, если можно так сказать. Кроме того, они тренируются главным образом за пределами Грузии, насколько мне известно.
— За пределами — это в России?
— Да, не только в России, но и там тоже. Лука Берулава вообще москвич. Единственный — Ника Эгадзе — уроженец Тбилиси, и его, наверное, можно считать грузинским фигуристом с полным правом.
— Но он тоже из российской фигурной школы?
— Хотя да, конечно. Вообще же, это всегда была проблема в Грузии. У нас очень долго не было стандартного катка. Даже в те времена, когда Элене Гедеванишвили выступала на Олимпийских играх, и до того, даже те спортсмены, которые стояли у истоков этого вида спорта. Например, Ираклий Джапаридзе - человек моего поколения, чуть старше даже меня. Он был одним из пионеров грузинского фигурного катания. Ему тоже приходилось в свое время тренироваться за пределами Грузии, потому что стандартного катка не было.
— Это тот известный тренер, который вместе с российской коллегой тренирует – я вчера видел – одну из известных западных фигуристок, не помню имени?
— Да, это он. Он известный человек в мире фигурного катания. Он был тренером сборной Грузии и, если не ошибаюсь, был даже председателем федерации фигурного катания.
На юниорском уровне у него были очень хорошие результаты в советские времена… Так вот, из-за того, что нет стандартных катков, нет возможности тренироваться на самом высоком уровне, и это приводило всегда к тому, что грузинским фигуристам приходилось выезжать за пределы Грузии. Тогда это была одна страна, и это было легче. Но сейчас я надеюсь, ситуация изменится, и катки будут не только в Тбилиси, но и в других городах тоже. Без массовости, я думаю, очень трудно достигать высоких результатов.
— То есть, если я правильно тебя понял, то, что мы сейчас наблюдаем, это не на пустом месте. Это, скажем, не грузинский биатлон и не грузинский кёрлинг.
— Конечно, это не на пустом месте. Были еще в 60-е годы грузинские спортсмены, выступали в чемпионатах Советского Союза. И те люди, которых я уже упомянул, и можно еще и другие имена назвать. Сейчас просто я боюсь упустить и забыть кого-то, поэтому не буду называть другие имена.
Но все-таки, если говорить об истории, самый выдающийся спортсмен в истории зимних олимпийских игр, вообще зимнего спорта, это все-таки Коба Цакадзе, который несмотря на то, что на чемпионатах мира и олимпийских играх никогда не завоевывал даже призовых мест
— Это какое время?
— Он был первый грузин, который выступил еще на зимней олимпиаде в 56-м году. Но потом он еще в трех Олимпиадах принял участие. В 56-м, 60-м, 64-м и 68-м... Или даже нет, в Саппоро он даже был, в 72-м. Может быть, он пропустил одну из них, потому что я помню, что он в четырех участвовал… Да, в Саппоро он точно был, занял девятое место. Его называли летающей торпедой, потому что его стиль был особенный. Он не так далеко летел, как другие, но по стилю он всегда превосходил. Он ложился на лыжи. Я его видел. Это что-то потрясающее было, незабываемое зрелище.
— Но снег для тренировок он тоже искал в России?
— Тогда в Бакуриани, в 50-х годах, еще не было больших трамплинов. Но потом они появились. К сожалению, сейчас их уже нет, потому что там были проблемы какие-то с горой, с землей. В общем, эти трамплины просуществовали, может быть, лет десять. Цакадзе тоже тренировался за пределами Грузии, но в Грузии тоже у него была возможность тренироваться. Потом его сын выступал на Олимпийских играх.
Кстати, когда впервые Грузия независимой командой уже после распада Советского Союза выступила в Лиллехаммере, сын Кобы Цакадзе, Каха, был в числе пяти спортсменов, которые впервые защищали цвета уже независимой Грузии. Кстати, я на той Олимпиаде тоже был в качестве олимпийского атташе грузинской делегации. Так что могу этим похвастаться.
— Вернемся к фигурному катанию. Символом того, о чем ты говорил, той двусмысленности отношения к фигуристам из России, становится, как мне кажется, Этери Тутберидзе. Сейчас она помогает сборной Грузии. Но насколько ее фактор важен, насколько он стал раздражающим в Грузии? Она еще и в силу каких-то личностных особенностей, и своей незаурядности приковывает к себе очень много внимания.
— Это действительно так. И многие считают скандалом, что она является тренером сборной Грузии. Многие считают, - не знаю, насколько это справедливо, у меня нет доказательств, мне не приходилось читать ее заявлений в поддержку Путина, во всяком случае - но ее считают человеком, который поддерживает российскую агрессию в Украине, которой нравится политика Путина и так далее. Если это действительно так, то тогда я присоединяю свой голос к голосам тех, кто против того, чтобы Этери Тутберидзе являлась тренером сборной Грузии… Очень много всяких сплетен, очень много разговоров на этот счет. Не зная сути и не являясь специалистом этого дела, я все-таки воздержусь от оценки.
— Деликатный вопрос. Каковы риски компрометации и этого успеха, и грузинского фигурного катания, и самих фигуристов просто в силу этой политизации? Ведь и Метёлкина, и Смолкин, и Губанова могут покинуть Грузию, вернуться в Россию, если у них там будет место. Так вот, насколько велики риски компрометации тех, кто сейчас символизирует грузинский успех?
— Риски довольно большие. Я думаю, что, если МОК примет такое решение… Ну, во-первых, мне кажется, пока идет война в Украине, вообще об этом речи быть не может.
Но все идет к тому, что это решение будет принято, скорее всего. На Параолимпиаде через две недели уже собираются допускать российских и белорусских спортсменов. И по этому поводу очень много разговоров. Уже несколько стран объявили о том, что они не будут участвовать в открытии. Украинская делегация не будет представлена официальными лицами. Если перейти на другие виды спорта, уже мы знаем высказывания Джанни Инфантино, президента ФИФА, призывы его в этом направлении - что настало время, чтобы российские и белорусские спортсмены принимали участие во всех соревнованиях. Он даже призвал УЕФА последовать, так сказать, вот этому...
Примечание: часть российских спортсменов сменила спортивное гражданство на грузинское ещё до начала войны в Украине и отстранения России, в том числе Анастасия Губанова и Анастасия Метёлкина.
— УЕФА не последовала пока…
— …УЕФА пока не последовала, да. Ну, в любом случае, эти разговоры уже все чаще мы слышим. И если к этому придет, то, как ты уже отметил, очень велика вероятность того, что те спортсмены, которые представляют сейчас Грузию, вернутся в Россию и уже выступят на следующей Олимпиаде за Россию. Если им там будет место, как ты отметил. Там конкуренция, естественно, очень большая. И другие российские спортсмены, которые за другие страны выступают, их число огромное. Если взять стартовые протоколы этой Олимпиады, сколько русских имен там было? Множество. За разные страны выступают. И за западные страны, и за азиатские страны. И за Грузию, Армению. У Казахстана даже олимпийский чемпион появился, Михаил Шайдоров. Одна из самых больших неожиданностей, наверное, Олимпиады именно в фигурном катании. Я думаю, что все ждали победы Малинина, который тоже российский спортсмен, выступающий за Соединенные Штаты…
Примечание: Михаил Шайдоров родился в Казахстане, а Илья Малинин — в США.
— Возвращаюсь к моему первому вопросу - все остальные виды спорта на Зимней олимпиаде вряд ли пользуются в Грузии такой популярностью, как на летней Олимпиаде. И тем не менее, что-то вызывало интерес? Отношение грузин к зимним видам спорта вообще как-то меняется? Глобализация и всемирное потепление может повлиять каким-то образом?
— Нет, зимние виды спорта в Грузии всегда пользовались популярностью. У нас есть зимние курорты, как ты знаешь, Бакуриани, Гудаури. И соревнования проводились всегда, и в советское время, и в постсоветское время. И сами грузины довольно активно в этом участвуют. Они очень любят особенно горнолыжный спорт. И у нас даже была конькобежка в 80-е годы. Я не знаю, насколько ты помнишь это имя. Инга Гилаури, которая на Олимпиадах не выступала, но выступала на чемпионатах Европы. Она даже была, мне кажется, на 1500 метров, чемпионкой СССР. У нас была даже хоккейная сборная…
— …Она вроде и сейчас есть, играет в каком-то восемнадцатом мировом дивизионе...
— …Да, она и сейчас играет, но сейчас она укомплектована тоже российскими игроками. Но была грузинская сборная, которая в Спартакиаде участвовала в своё время. Был такой энтузиаст, Донадзе его фамилия была, я помню очень хорошо. Он поставил это дело. Они, правда, проигрывали с ужасным счётом, но это были грузинские ребята, которые катались на коньках и старались играть в хоккей. Но проигрывали, я помню, один раз 0-17. Но они всё-таки выходили на лёд и боролись.
— А что тебя зацепило на Олимпиаде уже как профессионала? Начнём с Клэбо, я так понимаю, да?
— Ну, Клэбо и фон Алльмен, швейцарский горнолыжник. И есть еще одно событие - победа Микаэлы Шиффрин, американская горнолыжница. Это уже ветеранка, которая потрясающими результатами может похвастаться в Кубке мира, но вот на Олимпиадах и Чемпионатах мира ей как-то не везло. Не всегда, она была олимпийской чемпионкой в Сочи, если я правильно помню. Но вот на этой Олимпиаде в командном зачёте ей не повезло. Её соотечественница в скоростном спуске показала лучшее время, и Шифрин просто достаточно было бы умеренный результат показать, и они бы завоевали золотые медали. Но она не дошла до финиша, к сожалению, и я подумал, что эта Олимпиада тоже станет очередной неудачей для неё, но потом она в слаломе собралась силами и с большим преимуществом выиграла. Вот это меня очень порадовало, потому что она действительно великая спортсменка, мне кажется, и она заслуживала этой победы.
— И мне хотелось бы понять, разделяешь ли ты мой восторг перед тем, что меня больше всего потрясло - это французский биатлон, и женский, и мужской.
— Да, разделяю абсолютно. Они и женская команда, и мужская команда очень сильные у них были, и в смешанной эстафете они как раз золотые медали завоевали. Мне кажется, это первый раз французы в эстафете стали олимпийскими чемпионами, если я не ошибаюсь.
Форум