Вывод импорта из тени или принудительная ротация контрабандистов?

Югоосетинские пограничники и таможенники, а также представители Комитета госбезопасности республики будут в течение недели следить за работой пункта упрощенного пересечения границы с Грузией в Ленингорском районе. Такое решение было принято по итогам поездки в район вице-премьера Дмитрия Козаева. Заявленная цель мониторинга – вывод из тени поставок овощей и фруктов и возможность взимания государственной пошлины с импортируемых товаров.

Итак, вице-премьер Дмитрий Козаев поручил организовать на пункте пропуска недельный мониторинг с участием представителей пограничной и таможенной служб, а также КГБ. Он отметил, что дальнейшие решения будут приниматься в зависимости от результатов мониторинга.

Первое, что приходит на ум: что случилось? Почему вдруг? Понятно, что все власть предержащие знали об этой контрабанде в подробностях, и если их не трогали, значит, на то были причины. До сих пор всех все устраивало, но теперь почему-то перестало? К чему этот мониторинг? Мониторинг – не способ удовлетворения любопытства, его проводят, когда возникает потребность изменить ситуацию.

Your browser doesn’t support HTML5

Вывод импорта из тени или принудительная ротация контрабандистов?

Если начнут разоблачать контрабандистов, перевешивать товар, сверять его с разрешенным объемом провозимой продукции, исходя из 50 кило ручной клади на пассажира, штрафовать за нарушения – одним словом, заниматься показухой, то и цели под стать демонстрации. Тогда, скорее всего, речь идет о том, что какие-то чиновники или ведомства настаивают на расширении круга бенефициариев этой контрабанды, или о принудительной ротации контрабандистов. Перекроют кислород чужим, а потом потихоньку запустят своих... Но перекрыть контрабанду не получится, потому что без нее цены на зелень, овощи и фрукты поднимутся в разы, не говоря уже о том, что в первые месяцы, пока не наладятся альтернативные поставки из России, неизбежны перебои со снабжением. А вместе с ценами вырастет и недовольство людей. Наверное, это не самый желаемый властями исход перед президентскими выборами.

В Цхинвале поговаривают: не иначе вся эта суета из-за недавнего визита руководителя Пограничной службы ФСБ РФ Владимира Кулишова. Не иначе Кулишов продемонстрировал осведомленность о происходящем на пропускном пункте «Раздахан» или даже сделал замечание. И теперь надо реагировать, принимать меры или хотя бы делать вид.

И, наконец, последняя, самая оптимистическая версия происходящего: власти действительно хотят вывести импорт из тени, разрешить грузоперевозки и взимать с них таможенную пошлину.

Посмотрим, что из перечисленного окажется верным. Самое удивительное из того, что я слышал или читал сегодня по этой теме, – заявление начальника УВД Ленингорского района Роберта Битарова:

«Через пункт пропуска с 6:30 до 20:00 ежедневно проходит в среднем до 200 тонн сельскохозяйственной продукции, которая затем реализуется на территории республики».

Честно говоря, я думал намного меньше. Года три назад грузинские пограничники оценивали объем контрабанды в 30 тонн ежедневно. Согласно некоторым данным, российский уровень потребления (в хорошие годы) фруктов – 60 кг и овощей – 140 кг на человека в год. По этой схеме получается, что 30 тонн в день хватит на 55 тысяч человек. Это даже больше, чем нужно населению республики вместе с военной базой и семьями офицеров.

Но 200 тонн в день обеспечит 365 тысяч человек. А это значит, что Южная Осетия – транзитер, и эта продукция идет дальше в Россию. Наверное, уже как выращенная в Южной Осетии, для этого достаточно взять в сельсовете справку о фермерском урожае.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия