Крестовый поход на Абхазию?

Изида Чаниа

Наблюдая за дележкой зон влияния верховными иерархами, нельзя не констатировать, что и у Бога тоже бывают провалы в кадровой политике. Его «наместники на земле» явно распоясались и, забыв о вере и имидже Всевышнего, приземленно думают лишь о власти и деньгах.

Последняя встреча иерархов ГПЦ и РПЦ по вопросу абхазской церкви чем-то напомнила раздел зон влияния королями преступного мира. Бога ради, я не буду детально сравнивать преступный мир со структурой и поведением патриархов, чтобы меня не обвинили в святотатстве и воинствующем атеизме, но отмечу, что поведение «отцов» земных может кого угодно отвернуть от веры.

Ни для кого не секрет, что после грузино-абхазской войны абхазская церковь стала яблоком раздора между РПЦ и ГПЦ. Грузинская церковь, как, впрочем, и политическая элита этой страны, отказывалась воспринимать сложившуюся реальность. Католикос вся Грузии Илия Второй повторял мантру о единстве ГПЦ, а РПЦ распространяла свое влияние на абхазскую церковь.

Your browser doesn’t support HTML5

Крестовый поход на Абхазию?

Но шесть лет назад Московская патриархия споткнулась на Новоафонском монастыре Святого апостола Симона Кананита, попытавшись влезть в чужой монастырь, в прямом смысле, со своим уставом. И вот что из этого получилось. 15 мая 2011 года в Новоафонском монастыре прошло церковно-народное собрание, инициированное монахами этого монастыря, которое объявило о создании религиозной организации «Священная митрополия Абхазии» с центром в Анакопии.

Создание новой православной религиозной организации, поставившей перед собой цель – возрождение самостоятельной абхазской церкви, было спровоцировано действиями РПЦ, приславшей в обитель своего настоятеля – валаамского монаха игумена Ефрема (Виноградова). Такое вмешательство РПЦ в дела Абхазской церкви возмутило не только абхазских священников, но и мирян. 70 тысяч граждан Абхазии – клириков и мирян – подписались под обращением о признании независимой абхазской церкви к Вселенскому патриарху Варфоломею и к патриархам всех православных церквей.

Обращение к Вселенскому патриарху вернуло ГПЦ И РПЦ к существующей реальности. Используя разногласия между теперь уже двумя православными организациями Абхазии – Священной митрополией Абхазии во главе с архимандритом Дорофеем (Дбар) (СМА) и Абхазской православной церковью (АПЦ), которую возглавляет иерей Виссарион (Апплиаа), – грузинский католикос Илия Второй и российский патриарх Кирилл решили поделить Абхазию на зоны влияния. В общем-то ничего нового: такой же план раздела Абхазии существовал до ее признания Россией в 2008 году и у политиков Грузии и России. Просто теперь уже ГПЦ в этом российско-церковном альянсе выполняет роль тарана, с помощью которого РПЦ рассчитывает получить Новоафонский монастырь, а таран уже согласен на восточную часть Абхазии. Любимые грабли никто не отменял.

Во всех этих переговорах нет главного – людей. Если бы люди имели значение для иерархов, то они учли бы мнение 70 тысяч клириков и мирян Абхазии, проголосовавших за независимую абхазскую церковь, а не ссылались бы на церковные каноны, придуманные ими же, как на истину в последней божественной инстанции.

Ну что делать с этой паствой, которая не ощущает себя обездоленной и спокойно молится в «непризнанной» церкви? Что делать, если это, не вписывающееся в церковные каноны «незаконнорожденное» дитя не ощущает себя ущербным и 25 лет живет самостоятельной жизнью? Ответ очевиден.

А вот последствия грузино-российского церковного альянса за спиной Абхазии могут дать неожиданные результаты. Они либо усугубят конфликт, существующий между двумя церковными организациями Абхазии, либо послужит делу их объединения.

Во втором случае у российско-грузинского сговора останется только один путь – крестовый поход на Абхазию. У грузинского католикоса Илии есть такой опыт: во время грузино-абхазской войны он уже призывал к убийству «своей паствы» в Абхазии, и «его паства» об этом хорошо помнит.

Где в этом совместном плане рейдерского захвата вера и высокие моральные принципы духовных отцов православия? Нет их. Остается только молиться: Отче наш, не введи абхазских священников и политиков в искушение и избавь нас от своих лукавых наместников.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции