Методы убеждения подозреваемых

В Ингушетии продолжается расследование вооруженного нападения на пост ДПС, которое произошло в ноябре 2017 года. Несколько человек, задержанных по подозрению в причастности к этому преступлению, продолжают оставаться под стражей. Один из них признал вину частично, а по жалобе на пытки другого подозреваемого Следственный комитет возбудил уголовное дело.

В ноябре прошлого года два молодых жителя города Карабулака совершили вооруженное нападение на пост ДПС, расположенный на федеральной трассе «Кавказ». Нападавшие привели в действие взрывное устройство, в результате чего погиб сотрудник полиции и еще несколько полицейских получили ранения. Погибли и сами террористы. По оперативной информации, преступление было подготовлено и совершено при соучастии некой группы лиц. По горячим следам задержали подозреваемых. Родственники всех задержанных заявили о том, что в ходе обысков в их домах силовики подбрасывали оружие или боеприпасы, а два человека, Альберт Хамхоев и Зураб Дакиев, пожаловались на пытки, которые к ним применили с целью выбить признательные показания.

Your browser doesn’t support HTML5

Методы убеждения подозреваемых

22 января 2018 года назрановский межрайонный следственный отдел управления Следственного комитета РФ по РИ постановил возбудить уголовное дело по факту применения насилия к Альберту Хамхоеву. Согласно заключению медицинской экспертизы от 1 декабря 2017 года, у Хамхоева при осмотре обнаружены телесные повреждения в виде ссадин и кровоподтеков, которые не расцениваются как причинение вреда здоровью. Следователь посчитал, что в деле имеется достаточно признаков для возбуждения уголовного дела по п. «а» ч. 3 ст. 286 (превышение должностных полномочий с применением насилия или с угрозой его применения) УК РФ. В материалах дела фигурирует всего лишь один эпизод применения насилия к Хамхоеву в день его задержания 14 ноября 2017 года. Между тем Альберт в своих заявлениях писал о том, что пытали его и 17 ноября, однако следственные органы данный эпизод расследовать пока не собираются.

По жалобе Зураба Дакиева, по состоянию на 1 февраля, решение еще не принято. 23 ноября 2017 года неустановленные сотрудники правоохранительных органов вывезли его из следственного изолятора для проведения оперативных мероприятий. В ходе допроса Зураба избивали и пытали, заставляя признаться в причастности к вооруженному нападению на пост ДПС. 29 ноября по ходатайству адвоката дознаватель допросил Дакиева по факту нанесенных ему побоев. Защитник написал также ходатайство о проведении судебно-медицинской экспертизы, по результатам которой следов побоев на теле не обнаружили. Проверка по факту применения к Дакиеву недозволенных методов дознания продолжается.

Все задержанные по подозрению в причастности к нападению на пост ДПС свою вину отрицают, равно как и хранение оружия и боеприпасов. Лишь только один из них, Анзор Нальгиев, признается в том, что получил смс-сообщение от участника нападения Ислама Куштова с просьбой перегнать его машину домой. Родители Нальгиева обратились за помощью в республиканскую комиссию по адаптации. По их словам, после того, как стало известно об участии Куштова в нападении на пост, они убедили сына рассказать все сотрудникам полиции, что он и сделал, и это можно расценивать как добровольную явку с повинной. Нальгиев утверждает, что ничего не знал о планах Куштова и его напарника.

Заявление Нальгиевых рассмотрели на комиссии 31 января. Некоторые члены комиссии склонялись к тому, чтобы ходатайствовать перед правоохранительными органами о снисхождении к Нальгиеву, но, по словам главы республики Юнус-Бека Евкурова, есть оперативная информация, для уточнения которой необходимо полное чистосердечное признание Анзора, а его в деле пока нет. В то же время представитель Следственного комитета отметил, что до окончания следствия нельзя настаивать на раскаянии подозреваемого, так как может оказаться, что человек действительно ни в чем не виноват.

По результатам обсуждения адаптационная комиссия предложила родителям Нальгиева еще раз встретиться и поговорить с сыном, прояснить для себя, в чем он виноват, с учетом тех фактов, которыми уже располагает следствие. Комиссия будет держать это дело на контроле до окончания следствия и только потом примет решение о направлении в суд ходатайства в интересах Нальгиева.